ТТД: Водоизмещение: 14,5 т. Размеры: длина - 18,29
м, ширина - 3,05 м, осадка - 1 м. Скорость полного хода: 24 узла. Дальность
плавания: 1000 миль при 14 узлах, 200 миль при 24 узлах. Силовая установка:
3 бензиновых мотора Ван Блерка, 525 л.с., 3 вала. Вооружение: 1х1 47-мм орудие,
1х1 37-мм орудие, 2 пулемета. Экипаж: 8 чел. История катера:
Быстроходный моторный катер типа "Гринпорт" Перед Первой мировой
войной в России строилось немало моторных катеров для военно-морского флота. Но
начало боевых действий показало, что внимания таким катерам уделялось все же недостаточно.
Чтобы создать разветвленную сеть дозоров в прибрежных водах Балтики, Севера и
Черного моря, потребовалось множество быстроходных катеров с мощными двигателями
внутреннего сгорания. В ту пору в стране не было предприятий, способных производить
мощные высокооборотные моторы крупными сериями. Главное управление кораблестроения
решило разместить заказ в США, обладавших развитым моторо- и катеростроением.
18.03.1915 г. Главное управление кораблестроения выдало наряд №2130 "Торговому
дому Павел Беккель" на заказ 12 деревянных трехвинтовых моторных катеров
американской фирме Greenport Ваsin & Construction Co. (строительные № 233-244).
09.04.1915 г. был подписан контракт на их поставку по 35420 американских долларов
за единицу. В начале августа 1915 г. первые 12 гринпортовских катеров
- им присвоили заводские номера с 233-его по 244-й - начали погружать на пароходы,
следовавшие в Архангельск, оттуда их намеревались перебрасывать по железкой дороге
в Севастополь. Перевозка через океан не обошлась без потерь: пароход "Сигурд",
вышедший из Нью-Йорка 10.09.1915 г. с катерами №241 и №242 на борту, пропал без
вести. Другое судно с катерами №237 и №239 задержалось в Норвегии, поэтому их
пришлось выгрузить и поставить на зимовку. Летом 1916 г. при погрузке катера №237
оборвались строповочные концы, он сорвался и затонул. Правда, через два дня корабль
подняли, погрузили и доставили в Архангельск. Строились эти катера тремя
сериями: первая - 12 единиц (заводские номера №233-244), вторая - 6 (№245-250),
третья - 18 (№254-265 и № 282-287). Из них в состав Черноморского флота вошла
31 единица. Хотя катера официально именовались "быстроходными",
они широко использовались для несения дозорной службы в районе портов, в качестве
ближних разведчиков и для посыльной службы. Недостаточно мореходные для действий
в прибрежных водах, они оказались прекрасно приспособленными для использования
на реках. Так, наиболее активную и напряженную боевую работу вело на Дунае первое
отделение катеров: постоянно совершались набеги на вражеские берега, высаживались
тактические десанты и диверсионные группы в глубь вражеской территории. Быстроходный
моторный катер со строительным №240 был построен в 1915 г. в г.Гринпорт (штат
Нью-Йорк, САСШ). 26.08.1915 г. прошел испытания в САСШ, показав полную скорость
в 25,4 уз. В начале сентября 1915 г. был увезен из Нью-Йорка на норвежском пароходе
"Fiteas", и прибыл 26.09.1915 г. в Архангельск. Затем он по железной
дороге был отправлен в Петроград, а затем - в Севастополь. Катер вступил
в состав Черноморского флота в марте 1916 г., получив №316 (1-й) в 1-м отделении.
К началу сентября 1916 г. в Севастополе катер прошел ремонт. После него
05.11.1916 г. приказом №308 командующего Черноморским флотом был переименован
в №326. К концу ноября 1916 г. находился во 2 отделении на Дунае. К июню
1917 г. находился в Севастополе. 15.09.1917 г. приказом №222 командующего
ЧФ стал №526. К ноябрю 1917 г. катер находился в Трапезунде. 16.12.1917
г. перешел на сторону Советской власти. В середине января 918 г. пришел из Трапезунда
в Севастополь с гидрокрейсером "Дакия" и с №524, 525 и 528, и затем
вышел в Батуми. 17.03.1918 г. взят грузинами. К 14.04.1918 г. ушел в Поти.
В начале января 1919 г. стоял в ремонте, катер планировалось назвать "Аджарец"
(не выполнено). 12.03.1919 г. после ремонта спущен на воду, войдя в строй как
"Патари Кахи". Летом 1919 г. действовал у берегов Абхазии. В
июне 1919 г. сменил имя на "Фридони". , к марту 1920 г. - снова "Патари
Кахи". В конце августа 1920 г. из Поти перешел в Батуми. 17.03.1921 г. при
эвакуации Батуми из-за нехватки топлива оставлен и затоплен грузинами в порту.
Летом 1922 г. советские водолазы обследовали катер и установили, что его
корпус практически полностью сгнил. В результате катер поднимать не стали, подняв
на поверхность только моторы катера. |