ТТД: Водоизмещение: 14,5 т. Размеры: длина - 18,29
м, ширина - 3,05 м, осадка - 1 м. Скорость полного хода: 24 узла. Дальность
плавания: 1000 миль при 14 узлах, 200 миль при 24 узлах. Силовая установка:
3 бензиновых мотора Ван Блерка, 525 л.с., 3 вала. Вооружение: 1х1 47-мм орудие,
1х1 37-мм орудие, 2 пулемета. Экипаж: 8 чел. История катера:
Быстроходный моторный катер типа "Гринпорт" Перед Первой мировой
войной в России строилось немало моторных катеров для военно-морского флота. Но
начало боевых действий показало, что внимания таким катерам уделялось все же недостаточно.
Чтобы создать разветвленную сеть дозоров в прибрежных водах Балтики, Севера и
Черного моря, потребовалось множество быстроходных катеров с мощными двигателями
внутреннего сгорания. В ту пору в стране не было предприятий, способных производить
мощные высокооборотные моторы крупными сериями. Главное управление кораблестроения
решило разместить заказ в США, обладавших развитым моторо- и катеростроением.
18.03.1915 г. Главное управление кораблестроения выдало наряд №2130 "Торговому
дому Павел Беккель" на заказ 12 деревянных трехвинтовых моторных катеров
американской фирме Greenport Ваsin & Construction Co. (строительные № 233-244).
09.04.1915 г. был подписан контракт на их поставку по 35420 американских долларов
за единицу. В начале августа 1915 г. первые 12 гринпортовских катеров
- им присвоили заводские номера с 233-его по 244-й - начали погружать на пароходы,
следовавшие в Архангельск, оттуда их намеревались перебрасывать по железкой дороге
в Севастополь. Перевозка через океан не обошлась без потерь: пароход "Сигурд",
вышедший из Нью-Йорка 10.09.1915 г. с катерами №241 и №242 на борту, пропал без
вести. Другое судно с катерами №237 и №239 задержалось в Норвегии, поэтому их
пришлось выгрузить и поставить на зимовку. Летом 1916 г. при погрузке катера №237
оборвались строповочные концы, он сорвался и затонул. Правда, через два дня корабль
подняли, погрузили и доставили в Архангельск. Строились эти катера тремя
сериями: первая - 12 единиц (заводские номера №233-244), вторая - 6 (№245-250),
третья - 18 (№254-265 и № 282-287). Из них в состав Черноморского флота вошла
31 единица. Хотя катера официально именовались "быстроходными",
они широко использовались для несения дозорной службы в районе портов, в качестве
ближних разведчиков и для посыльной службы. Недостаточно мореходные для действий
в прибрежных водах, они оказались прекрасно приспособленными для использования
на реках. Так, наиболее активную и напряженную боевую работу вело на Дунае первое
отделение катеров: постоянно совершались набеги на вражеские берега, высаживались
тактические десанты и диверсионные группы в глубь вражеской территории. Быстроходный
моторный катер со строительным №243 был построен в 1915 г. в г.Гринпорт (штат
Нью-Йорк, САСШ). 14.09.1915 г. прошел испытания в САСШ, показав полную скорость
в 24,8 уз. 15.09.1915 г. был увезен из Нью-Йорка на норвежском пароходе "Modig",
и прибыл в конце сентября 1915 г. в Архангельск. Затем по железной дороге был
отправлен в Севастополь, куда он прибыл 19.10.1915 г. После вооружения с
29.12.1915 г. катер проходил испытания. В строю Черноморского флота с конца января
1916 г. С марта 1916 г. - как катер №321 во 2-м отделении. В апреле 1916
г. находился в Балаклаве для тренировок подводных лодок. К 31.08.1916 г. приведен
в Констанцу с другими катерами отделения на буксире эсминца. После срочного ремонта
в начале сентября 1916 г. подошел к внутренней стороне Евксиноградского мола и
высадил 2 матросов с подрывными патронами, для взрыва пушек на молу - неудачно,
и забрав людей ушел в Констанцу. Утром 09.10.1916 г. с отделением ушел в Сулин.
Придя в Сулин плавучий кран поднял корму для ремонта винта. Затем с катером №322
использовались как связные между Измаилом, Бабадагом и Искачей. Около 09.00.
25.10.1916 г. катер вышел из Сулина догнать подбитый герм.гидроплан "FF-33H"
№812. В 09.35 догнал и обстреляв взял летчиков в плен. Затем охранял пришедший
№333 уведший гидроплан на буксире в Сулин. В начале января 1917 г. ушел
с отделением в Севастополь на ремонт. К июню 1917 г. находился в Севастополе,
а к августу 1917 г. - в Одессе в Отряде Северо-западной части Черного моря. 15.09.1917
г. приказом №222 командующего ЧФ стал №521. К ноябрю 1917 г. в Трапезунде.
16.12.1917 г. перешел на сторону Сов.власти. 17.03.1918 г. в Батуми взят грузинами.
К 14.04.1918 г. ушел в Поти. В январе 1919 г. находился там в ремонте. Выйдя из
ремонта в середине июня 1919 г., катер хотели назвать "Одиши", но в
середине июля 1919 г. был сдан белым по требованию англичан и ушел в в Новоросийск. 24.07.1919
г. поднят плавкраном на ж/д платформу и увезен в Севастополь - тут как №521. В
боях не был. В середине ноября 1920 г. взят там частями РККА. С 15.12.1920
г. числился в МСЧМ как "Дельный". На 18.01.1921 г. находился в строю.
01-06.1921 г. имел бортовой номер "СК-47" с тем же именем. К середине
мая 1921 г. был в Новороссийске и вышел в Севастополь. С 07.06.1921 г - как "Дельный"
в Дивизионе сторожевых катеров МСЧМ. На 24.06.1921 г . в срочном ремонте - готов
на 25%. К 06.07.1921 г. - в строю. К 18.07.1921 г. был в море. На начало августа
1921 г. готов на 60% и срочно войдя в строй 07.08.1921 г. с отрядом истребителей
вышел из Севастополя и 08.08.1921 г. нагнав в море Практическую эскадру МСЧМ осуществил
поход с ней по маршруту: Евпатория, Скадовск, Очаков, Николаев, Одесса, Херсон
и 24.08.1921 г. пришли назад. К 01.09.1921 г. катер стоял в капитальном ремонте
(1 47-мм, 1 37-мм). 24.10.1922 г. вышел приказ о сдаче в Черноморский отряд
судов пограничной охраны ГПУ как пограничный сторожевой катер. С 11.03.1923 г.
числился в Черноморской флотилии ГПУ. 14.04.1923 г. начата сдача МСЧМ, но к концу
апреля 1923 г. в Новороссийском отряде судов пограничной охраны, 12.10.1923 г.
приказом по ГПУ №418 сдан в оперативное подчинение местному пограничному полку
ГПУ. 14.11.1923 г. приказом по ГПУ катер вернули МСЧМ, где его сдали на
хранение в Севастопольском военном порту. С 21.06.1924 г. вновь у морской пограничной
охраны. С 09.08.1925 г. вновь у МСЧМ. 17.01.1930 г. катер был исключен из
списков и сдан на слом. |