ТТД: Водоизмещение: 14,5 т. Размеры: длина - 18,29
м, ширина - 3,05 м, осадка - 1 м. Скорость полного хода: 24 узла. Дальность
плавания: 1000 миль при 14 узлах, 200 миль при 24 узлах. Силовая установка:
3 бензиновых мотора Ван Блерка, 525 л.с., 3 вала. Вооружение: 1х1 47-мм орудие,
1х1 37-мм орудие, 2 пулемета. Экипаж: 8 чел. История катера:
Быстроходный моторный катер типа "Гринпорт" Перед Первой мировой
войной в России строилось немало моторных катеров для военно-морского флота. Но
начало боевых действий показало, что внимания таким катерам уделялось все же недостаточно.
Чтобы создать разветвленную сеть дозоров в прибрежных водах Балтики, Севера и
Черного моря, потребовалось множество быстроходных катеров с мощными двигателями
внутреннего сгорания. В ту пору в стране не было предприятий, способных производить
мощные высокооборотные моторы крупными сериями. Главное управление кораблестроения
решило разместить заказ в США, обладавших развитым моторо- и катеростроением.
18.03.1915 г. Главное управление кораблестроения выдало наряд №2130 "Торговому
дому Павел Беккель" на заказ 12 деревянных трехвинтовых моторных катеров
американской фирме Greenport Ваsin & Construction Co. (строительные № 233-244).
09.04.1915 г. был подписан контракт на их поставку по 35420 американских долларов
за единицу. В начале августа 1915 г. первые 12 гринпортовских катеров
- им присвоили заводские номера с 233-его по 244-й - начали погружать на пароходы,
следовавшие в Архангельск, оттуда их намеревались перебрасывать по железкой дороге
в Севастополь. Перевозка через океан не обошлась без потерь: пароход "Сигурд",
вышедший из Нью-Йорка 10.09.1915 г. с катерами №241 и №242 на борту, пропал без
вести. Другое судно с катерами №237 и №239 задержалось в Норвегии, поэтому их
пришлось выгрузить и поставить на зимовку. Летом 1916 г. при погрузке катера №237
оборвались строповочные концы, он сорвался и затонул. Правда, через два дня корабль
подняли, погрузили и доставили в Архангельск. Строились эти катера тремя
сериями: первая - 12 единиц (заводские номера №233-244), вторая - 6 (№245-250),
третья - 18 (№254-265 и № 282-287). Из них в состав Черноморского флота вошла
31 единица. Хотя катера официально именовались "быстроходными",
они широко использовались для несения дозорной службы в районе портов, в качестве
ближних разведчиков и для посыльной службы. Недостаточно мореходные для действий
в прибрежных водах, они оказались прекрасно приспособленными для использования
на реках. Так, наиболее активную и напряженную боевую работу вело на Дунае первое
отделение катеров: постоянно совершались набеги на вражеские берега, высаживались
тактические десанты и диверсионные группы в глубь вражеской территории. Быстроходный
моторный катер со строительным №244 был построен в 1915 г. в г.Гринпорт (штат
Нью-Йорк, САСШ). 14.09.1915 г. прошел испытания в САСШ, показав полную скорость
в 24,8 уз. В начале сентября 1915 г. был увезен из Нью-Йорка на норвежском пароходе
"Modig", и прибыл в конце сентября 1915 г. в Архангельск. Затем он по
железной дороге был отправлен в Севастополь. Катер вступил в состав Черноморского
флота в марте 1916 г., получив №322 во 2-м отделении. В апреле 1916 г.
находился в Балаклаве для тренировок подводных лодок. К 31.08.1916 г. приведен
в Констанцу с другими катером отделения на буксире эсминца. После срочного ремонта
в строю. Утром 09.10.1916 г. с отделением ушел в Сулин. Затем с катером №321 использовались
как связные между Измаилом, Бабадагом и Искачей. 23.10.1916 г. с катером
№324 увез Начальника обороны устьев Дуная для встречи с командующим ЧФ, пришедшем
на эсминце "Пылкий" в устье Дуная. Затем провожали эсминец до Браилова
и ушли в Сулин. В начале января 1917 г. катер ушел с отделением в Севастополь
на ремонт. В середине - конце мая 1917 г. использовался в Босфоре на постановке
мин. К июню 1917 г. катер находился в Севастополе. В начале июля 1917 г. на катер
установили носовой 381-мм. торпедный аппарат с эсминца "Жаркий" (носовой
пулемёт был демонтирован). В 16.00. 11.07.1917 г. ушел из Севастополя на буксире
эсминца "Гневный" к о.Фидониси. В 16.20. на рейде торпедный аппарат
передали на эсминец. 12.07.1917 г. буксир лопнул и подав новый пошли к Босфору.
В 23.57 12.07.1917 г. катер пошел на прорыв в пролив - неудачно и около 02.20.
13.07.1917 г. вернулся к эсминцу. Снова сдав ТА на "Гневный" 14.07.
на его буксире пришел в Севастополь. в августе 1917 г. находился в Одессе в Отряде
Северо-западной части Черного моря. 15.09.1917 г. приказом №222 командующего
ЧФ стал №522. 16.12.1917 г. перешел на сторону Советской власти. 01.05.1918
г. взят в Севастополе немцами. С 24.11. 1918 г. перешел под контроль контроль
англо-французских интервентов. К концу января 1919 г. - у белых. 15-16.04.1919
г. ушел в Новороссийск, там находился с составе МСЮР. К 01.07.1919 г. катер
вернулся в Севастополь. Позднее данные по катеру отсутствуют. |