ТТД: Водоизмещение: 96
т. Размеры: длина - 22 м, ширина - 5,6 м, осадка - 2,3 м. Скорость полного
хода: 9 узлов. Дальность плавания: - миль при - узлах. Силовая установка:
200 л.с. Вооружение: тралы. Экипаж: 6 чел. История корабля:
Мобилизованный тральщик Для удовлетворения растущих потребностей рыбной
промышленности в научно-обоснованных прогнозах требовалось экспедиционное судно
с круглогодичным плаванием в открытых районах, способное наряду с гидробиологическими
и ихтиологическими исследованиями проводить гидрологические и гидрохимические
изыскания. Этим судном стало экспедиционное судно АзЧерНИРО "Академик Зернов".
Судно "Академик Зернов" было построено в 1934 г. на верфи Крымгосрыбтреста
на базе серийного деревянного (крымский дуб шпангоуты, крымская сосна обшивка)
рыболовного сейнера. Проект переоборудования был разработан старшим помощником
экспедиционного судна "Н. Данилевский" К.А. Григорьевым, который и стал
первым капитаном "Академика Зернова". При водоизмещении 96 рег.т
и основных размерениях 22,0х5,6х2,3 м судно было оборудовано двухбарабанной траловой
лебедкой (для промыслового оттер-трала и невода "лампара") и двумя гидрологическими
лебедками. В распоряжении 6 членов экспедиции была одна лаборатория. Двигатель
фирмы "Бурместер и Вайн" (200 л.с.) обеспечивал судну скорость в 9 узлов
при запасе топлива 8 т на 200 ходовых часов. Уже в 1935 г. новое судно приняло
участие в заключительном этапе межведомственной "Экспедиции по нерыбным морепродуктам",
которой руководил заведующий СБС В. Никитин. В дальнейшем экспедиционные суда
АзЧерНИРО проводили регулярные (не менее 2 экспедиций в сезон) изыскания сырьевых
запасов Черного моря в рамках комплексной экспедиции по изучению пелагических
рыб Черного моря ( гг.). Открытие значительных скоплений нектонных объектов промысла
(пеламиды и дельфина) вдали от берегов привели к пересмотру вопроса об обедненности
жизнью вод Черного моря из-за недостаточности питательных веществ для ее развития. С
началом войны все экспедиционные суда были мобилизованы и приняли активное участие
в боевых действиях. Мобилизованный 10.09.1941 г. и зачисленный в состав Черноморского
флота как катерный тральщик под названием "КАТЩ-154", принимал участие
в операциях при обороне Крыма и Кавказа. С 08.02.1943 г. по 30.04.1944 г. катерный
тральщик находился в составе Азовской военной флотилии. В сентябре 1943 г. "КАТЩ-154"
(ком. мичман П.А. Ремизов) был переоборудован в буксировщик уникального трального
комплекса для траления обычных якорных и донных акустических мин. При этом тральщик
буксировал как обычный катерный трал, так и питательную станцию электромагнитного
трала. В качестве последней использовался "КАТЩ-604" (ком. старш. лейт.
М.О. Гребнев). Такое комбинированное траление требовало виртуозного управления
обоими кораблями, так как при выполнении тральных галсов оба корабля должны были
синхронно разворачиваться или даже тралить на стопе, что было крайне затруднительно
в условиях мелководья, ограниченной маневренности и часто под огнем противника.
При этом каждая тральная полоса обрабатывалась до 18 раз (по числу импульсов электромагнитного
излучателя трала). С 17.09.1943 г. "КАТЩ-154" принимал участие в зачистке
акватории Новороссийского порта, когда траловым комплексом было уничтожено 32
донные неконтактные мины. После Новороссийска обеспечивал траления в Ялте и Феодосии
(май 1944 г.). С 21.06.1944 г. под названием "Б-154" корабль
участвовал в боевом тралении, в частности операциях по уничтожению донных мин,
глубинных бомб и других взрывоопасных устройств, выставленных немцами на подходных
фарватерах и в бухтах Севастополя. В 1946 г. корабль был возвращен прежнему
владельцу, став одним из основных суднаов первой послевоенной Черноморской научно-промысловой
экспедиции. Судно "Академик Зернов" было списано в 1951 г. Этим
судном в разное время командовали: - капитан К.А. Григорьев; - мичман П.А.
Ремизов. |