Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Катера

 
 
 
     
   Катерный тральщик "КАТЩ-154" ("Академик Зернов")  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 96 т.
Размеры: длина - 22 м, ширина - 5,6 м, осадка - 2,3 м.
Скорость полного хода: 9 узлов.
Дальность плавания: - миль при - узлах.
Силовая установка: 200 л.с.
Вооружение: тралы.
Экипаж: 6 чел.

История корабля:
Мобилизованный тральщик

Для удовлетворения растущих потребностей рыбной промышленности в научно-обоснованных прогнозах требовалось экспедиционное судно с круглогодичным плаванием в открытых районах, способное наряду с гидробиологическими и ихтиологическими исследованиями проводить гидрологические и гидрохимические изыскания. Этим судном стало экспедиционное судно АзЧерНИРО "Академик Зернов".

Судно "Академик Зернов" было построено в 1934 г. на верфи Крымгосрыбтреста на базе серийного деревянного (крымский дуб шпангоуты, крымская сосна обшивка) рыболовного сейнера. Проект переоборудования был разработан старшим помощником экспедиционного судна "Н. Данилевский" К.А. Григорьевым, который и стал первым капитаном "Академика Зернова".

При водоизмещении 96 рег.т и основных размерениях 22,0х5,6х2,3 м судно было оборудовано двухбарабанной траловой лебедкой (для промыслового оттер-трала и невода "лампара") и двумя гидрологическими лебедками. В распоряжении 6 членов экспедиции была одна лаборатория. Двигатель фирмы "Бурместер и Вайн" (200 л.с.) обеспечивал судну скорость в 9 узлов при запасе топлива 8 т на 200 ходовых часов. Уже в 1935 г. новое судно приняло участие в заключительном этапе межведомственной "Экспедиции по нерыбным морепродуктам", которой руководил заведующий СБС В. Никитин. В дальнейшем экспедиционные суда АзЧерНИРО проводили регулярные (не менее 2 экспедиций в сезон) изыскания сырьевых запасов Черного моря в рамках комплексной экспедиции по изучению пелагических рыб Черного моря ( гг.). Открытие значительных скоплений нектонных объектов промысла (пеламиды и дельфина) вдали от берегов привели к пересмотру вопроса об обедненности жизнью вод Черного моря из-за недостаточности питательных веществ для ее развития.

С началом войны все экспедиционные суда были мобилизованы и приняли активное участие в боевых действиях. Мобилизованный 10.09.1941 г. и зачисленный в состав Черноморского флота как катерный тральщик под названием "КАТЩ-154", принимал участие в операциях при обороне Крыма и Кавказа. С 08.02.1943 г. по 30.04.1944 г. катерный тральщик находился в составе Азовской военной флотилии. В сентябре 1943 г. "КАТЩ-154" (ком. мичман П.А. Ремизов) был переоборудован в буксировщик уникального трального комплекса для траления обычных якорных и донных акустических мин. При этом тральщик буксировал как обычный катерный трал, так и питательную станцию электромагнитного трала. В качестве последней использовался "КАТЩ-604" (ком. старш. лейт. М.О. Гребнев). Такое комбинированное траление требовало виртуозного управления обоими кораблями, так как при выполнении тральных галсов оба корабля должны были синхронно разворачиваться или даже тралить на стопе, что было крайне затруднительно в условиях мелководья, ограниченной маневренности и часто под огнем противника. При этом каждая тральная полоса обрабатывалась до 18 раз (по числу импульсов электромагнитного излучателя трала). С 17.09.1943 г. "КАТЩ-154" принимал участие в зачистке акватории Новороссийского порта, когда траловым комплексом было уничтожено 32 донные неконтактные мины. После Новороссийска обеспечивал траления в Ялте и Феодосии (май 1944 г.).

С 21.06.1944 г. под названием "Б-154" корабль участвовал в боевом тралении, в частности операциях по уничтожению донных мин, глубинных бомб и других взрывоопасных устройств, выставленных немцами на подходных фарватерах и в бухтах Севастополя.

В 1946 г. корабль был возвращен прежнему владельцу, став одним из основных суднаов первой послевоенной Черноморской научно-промысловой экспедиции.

Судно "Академик Зернов" было списано в 1951 г.

Этим судном в разное время командовали:
- капитан К.А. Григорьев;
- мичман П.А. Ремизов.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте