ТТД: Водоизмещение: 19 т. Размеры: длина - 19,8 м,
ширина - 3,3 м, осадка - 1,2 м. Скорость полного хода: 16 узлов. Дальность
плавания: 350 миль при 13 узлах. Силовая установка: 2х300 л.с. бензиновых
двигателя, 2 вала. Вооружение: 1х1 45-мм орудие, 1х1 7,62-мм пулемет.
Экипаж: 10 чел. История катера: Сторожевой катер типа ЗК
В 1928 г. руководство Морпогранохраны ОГПУ разработало первую советскую комплексную
программу оснащения морских пограничников моторными катерами. В это программу
вошли три типа катеров: океанские, трансформировавшиеся позднее в "малые
охотники", быстроходные морские сторожевые катера и рейдовые катера. Строительство
пограничных катеров, получивших индекс ЗК (Золотовский катер), было развернуто
по оригинальному проекту А.Л. Золотова на его частной судостроительной верфи. Катера
ЗК проектировались на основе 19-метровых сторожевых катеров Золотовской верфи,
строившихся в 1915-1918 гг., прошедших проверку в условиях боевых действий Первой
мировой и Гражданской войн и зарекомендовавших себя как прочные, маневренные и
мореходные катера с достаточными скоростью и вооружением. Кроме того, такие катера
использовались в качестве пограничных в начале 20-х годов ХХ века и неплохо проявили
себя. Новые катера конструктивно повторяли серию выпуска 1918 г. и имели
деревянный корпус с двухслойной сосновой диагональной обшивкой, которая позволила
добиться увеличения его прочности без возрастания массы. При наборе такой диагональной
обшивки, крепившейся к набору корпуса шурупами, пазы каждого слоя планок располагались
под углом 45° к линии киля и под углом 90° к пазам предыдущего слоя. Форштевень,
киль, шпангоуты изготавливались из дуба, бимсы, стрингеры, настил верхней палубы
были сосновыми. Конструкция катера предусматривала одноотсечную непотопляемость.
Для экипажа имелись одноместная каюта и жилой кубрик. ЗК имели нормальное
водоизмещение 18 т, полное -19 т, наибольшую длину - 19,8 м, ширину - 3,3 м, осадку
- 1,2 м. На катере имелся один полубалансирный руль, пост управления которым размещался
в ходовой рубке. На ЗК устанавливались два бензиновых двигателя "Стерлинг"
по 300 л.с. каждый, которые имели эшелонное расположение в одном машинном отделении.
На части катеров (К-326, 327, 331) стояли моторы "Арес". В качестве
движителей использовались два трехлопастных винта диаметром 0,68 м. Имелся водоотливной
насос "Гарда". Катер принимал 2 т топлива (авиабензина Б-70) и 0,1 т
пресной воды. Скорость хода составляла 16 уз полным ходом и 13 уз экономическим,
дальность плавания экономическим ходом достигала 350 миль. Мореходность не превышала
4 балла. Данные катера вооружались 45-мм орудием 21-К и 7,62-мм пулеметом
Максима (во время войны заменялся на 12,7-мм ДШК). Часть катеров ЗК не имела пушки,
на них устанавливались два пулемета. На борт принималось до 8 глубинных бомб М-1.
Навигационное оборудование включало два компаса ГУ-5. Средства связи были представлены
радиопередатчиком 5-АКА, радиоприемником "Куб-4" и сигнальным прожектором
Ратьера. Якорное устройство включало один выбиравшийся вручную адмиралтейский
якорь весом 25 кг и 70-м якорную цепь. Экипаж составлял 10 человек (1 начсостава,
5 старшин, 4 рядовых). На ЗК, не имевших орудия, командиром катера был старшина. Всего
на верфи Золотова (с 1930 г. - Судостроительная мастерская морпогранохраны ОГПУ)
с 1928 по 1932 г. было построено 16 катеров ЗК, из которых девять поступили на
Черное море и семь - на Балтику. Пограничный катер ПК-249 был построен
в 1930 г. на "Судостроительной верфи Морпогранохраны ОГПУ" в Ленинграде.
Катер вошел в состав морпогранохраны НКВД УССР до 15.06.1938 г., затем
до 30.08.1940 г. был в составе 26-го Одесского морпогранотряда, до 21.02.1941
г. - 2-го Черноморского ОПС (Балаклава), затем - в 4-м Черноморском ОПС (Килия). С
27.08.1935 г. переименован в ПК-57, а с 09.01.1941 - перименован в К-195. 22.06.1941
г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. - в состав Дунайской флотилии.
С сентября 1941 г. - в 3-м ДСКА ЧФ. С 04.09.1941 г. переименован в СКА №033. Участвовал
в Новороссийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях. 1.11.1943 у Эльтигена
поврежден артогнем противника, убит командир катера ст. лейтенант А.П. Мартыненко.
С 21.05.1944 г. именовался как СК-33. 21.06.1945 г. катер был возвращен
пограничным войскам, вошел в состав 11-го Черноморского ОДСКР (Одесса), затем
- 3-й морпограншколы (Ленинград). 07.04.1947 г. был переименован в К-345. В
начале 1950-х гг. катер был списан и исключен из состава морчастей пограничных
войск. |