Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Катера

 
 
 
     
   Сторожевой катер СКА №043 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 19 т.
Размеры: длина - 19,8 м, ширина - 3,3 м, осадка - 1,2 м.
Скорость полного хода: 16 узлов.
Дальность плавания: 350 миль при 13 узлах.
Силовая установка: 2х300 л.с. бензиновых двигателя, 2 вала.
Вооружение: 1х1 45-мм орудие, 1х1 7,62-мм пулемет.
Экипаж: 10 чел.

История катера:
Сторожевой катер типа ЗК

В 1928 г. руководство Морпогранохраны ОГПУ разработало первую советскую комплексную программу оснащения морских пограничников моторными катерами. В это программу вошли три типа катеров: океанские, трансформировавшиеся позднее в "малые охотники", быстроходные морские сторожевые катера и рейдовые катера.

Строительство пограничных катеров, получивших индекс ЗК (Золотовский катер), было развернуто по оригинальному проекту А.Л. Золотова на его частной судостроительной верфи.

Катера ЗК проектировались на основе 19-метровых сторожевых катеров Золотовской верфи, строившихся в 1915-1918 гг., прошедших проверку в условиях боевых действий Первой мировой и Гражданской войн и зарекомендовавших себя как прочные, маневренные и мореходные катера с достаточными скоростью и вооружением. Кроме того, такие катера использовались в качестве пограничных в начале 20-х годов ХХ века и неплохо проявили себя.

Новые катера конструктивно повторяли серию выпуска 1918 г. и имели деревянный корпус с двухслойной сосновой диагональной обшивкой, которая позволила добиться увеличения его прочности без возрастания массы. При наборе такой диагональной обшивки, крепившейся к набору корпуса шурупами, пазы каждого слоя планок располагались под углом 45° к линии киля и под углом 90° к пазам предыдущего слоя. Форштевень, киль, шпангоуты изготавливались из дуба, бимсы, стрингеры, настил верхней палубы были сосновыми. Конструкция катера предусматривала одноотсечную непотопляемость. Для экипажа имелись одноместная каюта и жилой кубрик.

ЗК имели нормальное водоизмещение 18 т, полное -19 т, наибольшую длину - 19,8 м, ширину - 3,3 м, осадку - 1,2 м. На катере имелся один полубалансирный руль, пост управления которым размещался в ходовой рубке. На ЗК устанавливались два бензиновых двигателя "Стерлинг" по 300 л.с. каждый, которые имели эшелонное расположение в одном машинном отделении. На части катеров (К-326, 327, 331) стояли моторы "Арес". В качестве движителей использовались два трехлопастных винта диаметром 0,68 м. Имелся водоотливной насос "Гарда". Катер принимал 2 т топлива (авиабензина Б-70) и 0,1 т пресной воды. Скорость хода составляла 16 уз полным ходом и 13 уз экономическим, дальность плавания экономическим ходом достигала 350 миль. Мореходность не превышала 4 балла.

Данные катера вооружались 45-мм орудием 21-К и 7,62-мм пулеметом Максима (во время войны заменялся на 12,7-мм ДШК). Часть катеров ЗК не имела пушки, на них устанавливались два пулемета. На борт принималось до 8 глубинных бомб М-1. Навигационное оборудование включало два компаса ГУ-5. Средства связи были представлены радиопередатчиком 5-АКА, радиоприемником "Куб-4" и сигнальным прожектором Ратьера. Якорное устройство включало один выбиравшийся вручную адмиралтейский якорь весом 25 кг и 70-м якорную цепь. Экипаж составлял 10 человек (1 начсостава, 5 старшин, 4 рядовых). На ЗК, не имевших орудия, командиром катера был старшина.

Всего на верфи Золотова (с 1930 г. - Судостроительная мастерская морпогранохраны ОГПУ) с 1928 по 1932 г. было построено 16 катеров ЗК, из которых девять поступили на Черное море и семь - на Балтику.

Пограничный катер ПК-239 был построен в 1930 г. на "Судостроительной верфи Морпогранохраны ОГПУ" в Ленинграде.

Катер вошел в состав морпогранохраны НКВД УССР до 05.06.1938 г. входил в состав морпогранохраны НКВД УССР с дислокацией в Одессе, затем до 30.08.1940 г. был в составе 26-го Одесского морпогранотряда, до 21.02.1941 г. - 2-го Черноморского отряда пограничных судов (далее - ОПС) (Балаклава), затем - в составе 4-го Черноморского ОПС в Килие.

С 27.08.1935 г. переименован в ПК-70, а с 09.01.1941 - перименован в К-206.

22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. - в состав Дунайской флотилии. С сентября 1941 г. - в 3-м ДСКА ЧФ. С 04.09.1941 г. переименован в СКА №043.

С 21.05.1944 г. именовался как СК-43.

11.04.1942 г. в Туапсе поврежден в результате авианалета. С 26.08.1942 находился в распоряжении Особого отдела НКВД ЧФ.

21.06.1945 г. катер был возвращен пограничным войскам.

07.04.1947 г. был переименован и получил название К-43.

В начале 1950-х гг. списан и исключен из состава морчастей пограничных войск.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте