ТТД: Водоизмещение: 28,5 т. Размеры: длина - 17,98
м, ширина - 3,43 м, осадка - 1,55 м. Скорость полного хода: 10 узлов.
Силовая установка: котломашинная, 100 л.с. Пассажировместимость: 50-80 чел.
Экипаж: 14 чел. История катера: Сторожевой катер типа Сормовский В
конце 1904 г. прошел конкурс на постройку по заказу Севастопольского порта для
охраны подходов к Севастополю стальных паровых катеров увеличенного типа корабельного
катера эскадренного броненосца "Ретвизан". В военное время эти катера
использовались как сторожевые, а в мирное время - как разъездные катера и буксиры
в порту. 02.02.1905 г. выделен кредит победившему Сормовскому заводу на серию
из 5 единиц по 23000 руб. за каждый. 30.05.1905 г. был заключен контракт на производство
серии этих катеров. В августе 1905 г. на стапеле Сормовского завода была
начата сборка сторожевого катера №2. После постройки 08.05.1906 г. катер был увезен
по железной дороге из Сормово в Севастополь. Прибыв доводился в портовых мастерских.
27.10.1906 г. катер совершил выход на ходовые испытания на Инкерманскую мерную
милю, выдав 10,05 узла вместо контрактных 11 узлов. Из-за малой скорости в казну
не принят и стал на стенку в порту на зимовку. В феврале 1907 г. катер
был зачислен в состав плавсредств Севастопольского порта и 30.03.1907 г. принят
комиссией, вооружение не получил. В годы Первой Мировой войны находился
в Севастополе, с 1915 г. как №53. 16.12.1917 г. перешел на сторону Советской
власти. 01.05.1918 г. взят в Севастополе немцами. С 24.11.1918 г. перешел под
контроль англо-французский интервентов. В начале 1919 г. сдан белым и включен
в МСЮР. Уведен ими в Новороссийск в середине апреля 1919 г.накануне взятия Севастополя
красными. В начале июля 1919 г. вернулся в Севастополь. После ремонта и
вооружения 13.08.1919 г. ушел из порта с эскадрой во главе с крейсером "Кагул"
для высадки десанта в районе Одессы. Как высадочное средство обеспечивал перевозку
на берег у Сухого лимана, в 15 милях южнее м.Большой Фонтан Сводно-Драгунского
конного полка. После взятия Одессы в конце августа 1919 г. ушел в Севастополь.
К октябрю 1919 г. находился в Новороссийске. 27.03.1920 г. брошен белыми
при уходе, взят частями РККА и после сдачи Гла.воду НКПС стал в ремонт. 01.08.1920
г. как "Апраксин" сдан в плавсредства Новороссийского порта стоя в ремонте.
До конца гражданской войны из него не вышел. 15.12.1920 г. вошел в дивизион
сторожевых катеров 3 отряда прибрежной обороны МСЧМ. С января 1921 г. был переименован
в "СК-51". В период с июля 1921 г. по январь 1922 г. использовался
как плавсредство в СНиС МСЧМ, затем - как разъездной катер в Новороссийске. В
1925 г. после списания катер был разоружен и после сдачи Ком.гос.фондов разобран
на лом. |