ТТД: Водоизмещение: 161 т. Размеры: длина
- 34,14 м, ширина - 6,77 м, осадка - 1,72 м. Скорость полного хода: 46 узлов.
Дальность плавания: 1700 миль при 13 узлах, 800 миль при 30 узлах, 600 миль при
35 узлах, 460 миль при 42 узлах. Силовая установка: 3 дизеля по 4000 л.с.,
3 вала. Вооружение: 4 533-мм однотрубных торпедных аппарата (4 торпеды), 2х2
30-мм артустановки АК-230 (2000 выстрелов), 2 бомбосбрасывателя (12 глубинных
бомб ББ-1), 6 мин. Экипаж: 21 чел. История корабля: Торпедный
катер пр.206 Торпедный катер пр.206 (шифр "Шторм") был спроектирован
в ЦКБ-5 под руководством П.Г. Гойнкиса на базе ракетного катера пр.205. Это предопределило
сущность многих технических решений в этом проекте, прежде всего по составу и
мощности главной энергетической установки в части, касающейся артиллерийского
вооружения и т.п. Катера пр.206 имели несколько меньшее, чем катера пр.205, водоизмещение
и размерения, что позволило обеспечить им более высокую скорость хода. Данные
корабли классифицировались как большие торпедные катера (БТКА) и предназначались
для борьбы с транспортами и слабо вооруженными надводными кораблями. В
период с 1960 г. по 1974 г. для советского флота было построено 50 катеров пр.
206: по 25 единиц на Ярославском и Сосновском ССЗ. Кроме того, на тех же заводах
на экспорт построили еще 41 катер, из которых 11 в разобранном виде передали правительству
Югославии. В конце 1970-х годов продавались за рубеж и те катера пр.206, которые
входили в состав ВМФ СССР. Всего было продано 66 кораблей данного проекта, включая
специально строившиеся на экспорт. Они входили в состав флотов Анголы, Болгарии,
Египта, ГДР, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, КНДР, Вьетнама, Югославии и Островов Зеленого
Мыса. Торпедный катер ТК-85 был построен в Ярославле на судостроительном
заводе №345 (заводской №202), вступил в состав Черноморского флота в 1960 г. 19.05.1966
г. был переименован в Т-85. В 1978 г. торпедный катер был переклассифицирован
в опытовые катера, и переименован в ОК-1034 (шифр "Катран"). В
1978 г. в ЦКБ "Черноморец" поступил заказ на разработку документации
по переоборудованию торпедного катера пр. 206 в опытовый катер-буксировщик крупномасштабных
моделей "Катран". Проектная документация разрабатывалась под руководством
главного конструктора ГГК-12 Дибривского И.Г. Начальники отделов: Шерстобитов
Г.В., Глушко В.Х., Докукин А.Н., Аркадьев В.И., Мархасев Г.М., Кондратов В.И.,
Хмелевский Л.С., Майстренко Н.П., Угнич Л.М., Фронштейн Я.М., Михайленко А.И.,
Слесарев В.И. В соответствии с проектом на катере демонтировались минно-торпедное
и артиллерийское вооружение, а также приборы управления стрельбой. В носовой части
корпуса предусматривалась установка оригинального буксировочного устройства для
выполнения гидравлических испытаний подводных и надводных моделей в открытом море.
Пост управления буксировочным устройством размещался в штурманской рубке. Внутри
корпуса на платформе были расположены лаборатории, жилые и служебные помещения.
Поскольку переоборудование затрагивало, в основном, носовую оконечность катера,
это вызвало заметный дифферент на нос (0,2-0,Зм). С целью обеспечения посадки
катера без дифферента при рабочем положении носового буксировочного устройства,
за транцем на уровне палубы была предусмотрена специальная выносная конструкция,
в которой размещалось 7 тонн балласта. Помимо испытаний моделей, катер был
приспособлен для выполнения еще одной функции транспортировки в заданный район
специально выдрессированных для выполнения боевых задач морских животных (дельфины,
моржи и др.). Для их транспортировки в кормовой части верхней палубы были размещены
специальные ванны и емкость для хранения охлажденной рыбы. Проектом предусматривалась
кабельная связь лабораторий с буксируемыми моделями, а также автоматика системы
гидравлики грузовых и буксировочных устройств. Для приготовления и подачи к подводной
модели спецжидкости была установлена система, состоящая из пневмоцистерн и трубопроводов,
обеспечивающих подачу спецжидкости вытеснением ее из пневмоцистерны сжатым воздухом. В
процессе переоборудования основную сложность составлял монтаж носового и бортового
буксировочных устройств, грузового устройства с их автоматикой систем гидравлики,
системы подачи к подводной модели и отсоса из нее спецжидкости, забортной воды.
Для обеспечения оптимального размещения механизмов и оборудования при малых площадях
помещений, производственно-экспериментальной лабораторией ЦКБ были изготовлены
масштабные макеты помещений, лабораторий, трюмов, а также открытой части палубы
в носу с носовым и бортовым буксировочным устройствами. Носовое и бортовое буксировочные
устройства были защищены авторскими свидетельствами на изобретения. После
переоборудования катер получил следующие ТТХ: водоизмещение - 480 т, длина - 33,5
м, ширина - 6,74 м, осадка - 1,56 м. Все работы по переоборудованию торпедного
катера в опытовый катер-буксировщик выполнялись на Севастопольском морском заводе.
Катер
ОК-1034 был исключен из списков флота в 1990-х годах. После длительного отстоя
корпус катера был продан частной фирме, отбуксирован в Николаев, гед он был разделан
на металл на судостроительном заводе им. 61 Коммунара в 2004 г. |