ТТД: Водоизмещение: 56,6 т. Размеры: длина - 25,5
м, ширина - 6,18 м, осадка - 1,24 м. Скорость полного хода: 43 узла.
Дальность плавания: 1000 миль при 14 узлах, 600 миль при 33 узлах. Силовая
установка: 4 дизеля по 1200 л.с. Вооружение: 2х1 533-мм торпедных аппарата
(2 торпеды), 2х2 25-мм артустановки 2М-3, глубинные бомбы, мины. Экипаж: 14
чел. История корабля: Торпедный катер пр.183 В конце 40-х
годов ХХ века ОКБ-5 во главе с Гойнкисом П.Г. приступило к работам по созданию
новых проектов больших торпедных катеров. Они должны были заменить глиссирующие
катера предвоенной постройки. В процессе разработки особенно учитывался опыт применения
полученных по ленд-лизу катеров американского производства различных типов. При
изготовлении корпуса проектируемого катера использовалось дерево, а с целью повышения
мореходности корпус сделали безреданным и с остроскулыми обводами. На мостике
и рубке была установлена противопульная броня. Основные приборы управления катером
выводились на открытый ходовой мостик. Непотопляемость обеспечивалась делением
корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков. Суммарная мощность
энергетической установкибыла 4800 л.с, что обеспечивало максимальную скорость
в 43 узла. Дальность автономного плавания достигала 600 миль с крейсерской скоростью
в 33 узла, а экономичная скорость в 14 узлов обеспечивала дальность в 1000 миль. В
качестве основного вооружения катера использовались два 533-мм однотрубных палубных
торпедных аппарата, которые располагались побортно под углом 3 градуса к диаметральной
плоскости. Для защиты от авиации противника использовались две спаренные 25-мм
зенитные артустановки. Кроме того, катер мог взять на борт до шести морских мин
КБ-3, восьми - АМД-500 или 18 - АМД-5. Вместо торпед можно было взять до восьми
глубинных бомб ББ-1. В составе радиотехнического оборудования у катера были РЛС
"Зарница", станция опознавания "Факел-М", а также две радиостанции.
После завершения государственных испытаний, с 1949 по 1960 гг. промышленностью
на нескольких судостроительных заводах была выпущена большая партия этих торпедных
катеров - всего 421 единица. На протяжении всего срока службы их использовали
на всех флотах ВМФ СССР. На основе этого проекта также создавались улучшенные
образцы и катера другого назначения. Торпедный катер ТК-1362 был построен
в Ленинграде на судостроительном заводе №5 (заводской №624), вступил в строй 31.05.1955
г. Зачислен в состав ВМФ 20.10.1955 г. вошёл в состав 166-го отдельного
Новороссийского Краснознамённого дивизиона торпедных катеров с базированием в
порту Кулеве. 19.05.1966 г. перименован и получил название Т-1362.
При нахождении в составе боевых сил флота в период 1960-1962 гг., прошёл модернизацию
в 13 СРЗ г. Севастополя. В 1968 г. - средний ремонт в СРЗ г. Новороссийска. По
указанию Главнокомандующего ВМФ адмирала флота СССР Горшкова С. Г. катер "Беркут"
был переоборудован в посыльный и в период 1971-1972 года, пройдя модернизацию
в СРЗ им. С. Орджоникидзе в Севастополе, вошёл в состав 41 бригады ракетных катеров.
Перед катером была поставлена задача обеспечения командования ВМФ при нахождении
их в Севастополе. В период с мая 1986 г. по май 1987 г. в Балаклаве на ССЗ
"Металлист" был переоборудован в катер связи по пр.183К с переименованием
в КСВ-1135. Затем - "Беркут", а затем - ОК-1135. В 1994 г. был
выведен из состава ВМФ и продан частному лицу, в дальнейшем был переоборудован
в прогулочный катер "Беркут". |