ТТД: Водоизмещение: 39 т. Размеры: длина - 22,1 м,
ширина - 6,1 м, осадка - 1,55 м. Скорость полного хода: 40 узлов. Дальность
плавания: 450 миль при 22 узлах. Силовая установка: 3 бензиновых двигателя
Packard, 3600 л.с. Вооружение: 2х1 533-мм торпедных аппарата, 1х1 20-мм орудие
"Эрликон", 2х2 12,7-мм пулемета Кольта-Браунинга. Экипаж: 13 чел. История
катера: Торпедный катер типа "А-1" ("Воспер") После
начала в сентябре 1939 г. Второй Мировой войны строительство торпедных катеров
типа "Воспер" на верфи фирмы в английском Портсмуте практически остановилось.
Причина была проста. Для оборудования своих катеров британцы использовали итальянские
двигатели марки "Изотта-Фраскини", на поставку которых из фашистской
Италии больше рассчитывать не приходилось. Критическая для англичан ситуация изменилась
только в 1941 г., когда верфи Великобритании получили из США первую партию бензиновых
моторов фирмы "Паккард". Всего до конца войны англичане построили 117
катеров типа "Воспер". Кроме того, в 1942 г. британское Адмиралтейство
передало чертежи катеров типа "Воспер" в США, на том условии, что часть
построенных катеров будет поставляться английскому флоту. Действительно, в 1943-45
гг. четыре небольшие американские верфи (Аннаполис Яхт Ярд, Роб Джекоб, Фифе Шипъярд,
Херешоф,) построили 190 катеров данного типа. Часть из них получил флот СССР (катера
типа "А-1"), а 57 единиц - флоты Великобритании и Голландии. Деревянные
катера типа "Воспер" американского производства имели остроскулые обводы
корпуса и достаточно мощную силовую установку (3600 л.с). Дальность плавания на
экономическом ходу (21-22 узла) осоставляла 450 миль. Обеспечить ее позволял значительный,
до 8 тонн, запас жидкого топлива, который хранили в кормовом отсеке, позади машинного
отделения. Энергетическая установка катера была трехвальной. Один из гребных винтов
конструкторы расположили в диаметральной плоскости корабля, а два других, меньшего
размера - по его бортам. Перекладка руля осуществлялась с помощью ручного привода.
Слева от командирской рубки с легким противо-осколочным бронированием находилась
штыревая антенна корабельной радиостанции. В общей сложности 85 единиц
катеров типа "Воспер" были переданы США по ленд-лизу в СССР. Они отправлялись
в СССР по морю в собранном виде на транспортных судах в Мурманск и Архангельск. Торпедный
катер "BPT-55" был заложен 20.08.1942 г. на судоверфи Annapolis Yacht
Yard, Аннаполис, США. Спущен на воду 25.02.1943 г., закончен постройкой 15.12.1943
г. Доставлен в Великобританию, где получил наименование HM MTB-365. После
доставки катера в СССР, 04.04.1944 г. он был переименован в "ТК-225"
и включен в состав Северного флота. 21.05.1944 г. убыл по железной дороге
в Ейск и 27.06.1944 г. включен в состав Черноморского флота. 15.09.1953
г. выведен из боевого состава и законсервирован. 27.05.1954 г. торпедный
катер был возвращен советской стороной ВМС США в Стамбуле (Турция). |