ТТД: Водоизмещение: 39 т. Размеры: длина - 22,1 м,
ширина - 6,1 м, осадка - 1,55 м. Скорость полного хода: 40 узлов. Дальность
плавания: 450 миль при 22 узлах. Силовая установка: 3 бензиновых двигателя
Packard, 3600 л.с. Вооружение: 2х1 533-мм торпедных аппарата, 1х1 20-мм орудие
"Эрликон", 2х2 12,7-мм пулемета Кольта-Браунинга. Экипаж: 13 чел. История
катера: Торпедный катер типа А-1 ("Воспер") После начала
в сентябре 1939 г. Второй Мировой войны строительство торпедных катеров типа "Воспер"
на верфи фирмы в английском Портсмуте практически остановилось. Причина была проста.
Для оборудования своих катеров британцы использовали итальянские двигатели марки
"Изотта-Фраскини", на поставку которых из фашистской Италии больше рассчитывать
не приходилось. Критическая для англичан ситуация изменилась только в 1941 г.,
когда верфи Великобритании получили из США первую партию бензиновых моторов фирмы
"Паккард". Всего до конца войны англичане построили 117 катеров типа
"Воспер". Кроме того, в 1942 г. британское Адмиралтейство передало чертежи
катеров типа "Воспер" в США, на том условии, что часть построенных катеров
будет поставляться английскому флоту. Действительно, в 1943-45 гг. четыре небольшие
американские верфи (Аннаполис Яхт Ярд, Роб Джекоб, Фифе Шипъярд, Херешоф,) построили
190 катеров данного типа. Часть из них получил флот СССР (катера типа "А-1"),
а 57 единиц - флоты Великобритании и Голландии. Деревянные катера типа
"Воспер" американского производства имели остроскулые обводы корпуса
и достаточно мощную силовую установку (3600 л.с). Дальность плавания на экономическом
ходу (21-22 узла) осоставляла 450 миль. Обеспечить ее позволял значительный, до
8 тонн, запас жидкого топлива, который хранили в кормовом отсеке, позади машинного
отделения. Энергетическая установка катера была трехвальной. Один из гребных винтов
конструкторы расположили в диаметральной плоскости корабля, а два других, меньшего
размера - по его бортам. Перекладка руля осуществлялась с помощью ручного привода.
Слева от командирской рубки с легким противо-осколочным бронированием находилась
штыревая антенна корабельной радиостанции. В общей сложности 85 единиц
катеров типа "Воспер" были переданы США по ленд-лизу в СССР. Они отправлялись
в СССР по морю в собранном виде на транспортных судах в Мурманск и Архангельск. Торпедный
катер PT-404 был заложен 15.07.1943 г. на судоверфи Annapolis Yacht Yard, Аннаполис,
США. Спущен на воду 11.10.1943 г., закончен постройкой 24.01.1944 г. После
доставки катера в СССР он был переименован в ТК-233, и 24.03.1944 г. включен в
состав Северного флота. 21.05.1944 г. убыл по железной дороге в Ейск и
27.06.1944 г. включен в состав Черноморского флота. 15.09.1953 г. выведен
из боевого состава и законсервирован. 27.05.1954 г. торпедный катер был
возвращен советской стороной ВМС США в Стамбуле (Турция). |