ТТД: Водоизмещение: 79,3 т. Размеры: длина - 25,5
м, ширина - 6,19 м, осадка - 1,4 м. Скорость полного хода: 48,5 узла.
Дальность плавания: 700 миль при 10 узлах, 600 миль при 25 узлах. Силовая
установка: 4 дизеля по 1200 л.с., 1 газовая турбина М-1 на 4000 л.с. Вооружение:
2х1 533-мм торпедных аппарата (2 торпеды), 2х2 25-мм артустановки 2М-3. Экипаж:
15 чел. История корабля: Торпедный катер пр.183ТК В конце
40-х годов ХХ века ОКБ-5 во главе с Гойнкисом П.Г. приступило к работам по созданию
новых проектов больших торпедных катеров. Они должны были заменить глиссирующие
катера предвоенной постройки. В процессе разработки особенно учитывался опыт применения
полученных по ленд-лизу катеров американского производства различных типов. При
изготовлении корпуса проектируемого катера использовалось дерево, а с целью повышения
мореходности корпус сделали безреданным и с остроскулыми обводами. На мостике
и рубке была установлена противопульная броня. Основные приборы управления катером
выводились на открытый ходовой мостик. Непотопляемость обеспечивалась делением
корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков. Суммарная мощность
энергетической установкибыла 4800 л.с, что обеспечивало максимальную скорость
в 43 узла. Дальность автономного плавания достигала 600 миль с крейсерской скоростью
в 33 узла, а экономичная скорость в 14 узлов обеспечивала дальность в 1000 миль. В
качестве основного вооружения катера использовались два 533-мм однотрубных палубных
торпедных аппарата, которые располагались побортно под углом 3 градуса к диаметральной
плоскости. Для защиты от авиации противника использовались две спаренные 25-мм
зенитные артустановки. Кроме того, катер мог взять на борт до шести морских мин
КБ-3, восьми - АМД-500 или 18 - АМД-5. Вместо торпед можно было взять до восьми
глубинных бомб ББ-1. В составе радиотехнического оборудования у катера были РЛС
"Зарница", станция опознавания "Факел-М", а также две радиостанции.
После завершения государственных испытаний, с 1949 по 1960 гг. промышленностью
на нескольких судостроительных заводах была выпущена большая партия этих торпедных
катеров - всего 421 единица. На протяжении всего срока службы их использовали
на всех флотах ВМФ СССР. На основе этого проекта также создавались улучшенные
образцы и катера другого назначения. Катера проекта 183ТК сохранили прежние
корпус, надстройку и вооружение, но получили комбинированную силовую установку.
Прототип имел 4 дизеля М-50Ф и газовую турбину мощностью 4000 л.с. - переделанную
авиационную турбину УГТУ. Она работала на отдельный (5-й) гребной вал. Серийные
катера получили более совершенную турбину М-1 конструкции В.Д. Колосова. Турбина
позволяла им кратковременно (на 20-30 минут) развивать скорость до 52 узлов. Первый
катер катер проекта 183Т (прототип, построен в 1951 году на верфи №5, испытывался
в 1953 г.) и 25 серийных (пр.183ТК) были построены в 1954-58 гг. в Ленинграде.
Серийные катера получили радар "Рея" и систему опознания "Кремний-2",
а также прибор управления торпедной стрельбой "Онега". Торпедный
катер ТК-40 был построен в Ленинграде на судостроительном заводе №5 (заводской
№5), вступил в состав флота в 1957 г. Вошел в состав Черноморского флота. 24.09.1960
г. торпедный катер был исключен из списков флота и передан КБ ССЗ "Красное
Сормово. |