ТТД: Водоизмещение: 15 т. Размеры: длина - 19,07 м,
ширина - 3,33 м, осадка - 1,24 м. Скорость полного хода: 50 узлов. Дальность
плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых двигателя,
1700 л.с. Вооружение: 2х1 533-мм торпедных аппарата желобного типа, 2х1 12,7-мм
пулемета "ДШК". Экипаж: 8 чел. История катера:
Торпедный катер типа Г-5 Самый массовый торпедный катер советской постройки
в годы Великой Отечественной войны. Спроектирован в ЦАГИ под руководством А. Н.
Туполева (индекс ЦАГИ ГАНТ-5). Выпускался с 1934 по до 1944 год в различных модификациях.
Всего было построено 329 единиц. Глиссирующий однореданный коробчатый корпус
этого торпедного катера изготавливался из дюралюминия, имел 10 шпангоутов, обшивка
крепилась с помощью заклёпок. 4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус
был разделен на 5 отсеков, с двумя водонепроницаемыми переборками на 5-м и 8-м
шпангоутах. Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования,
способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую
с двумя желобами для двух торпед. В середине корпуса находилась ходовая (боевая)
рубка также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и турели
пулемета ДШК. Силовая установка преставляла собой два авиационных мотора
АМ-32 конструкции Микулина. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы
(сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-38ФН.
Вооружение катера составляли два желобных торпедных аппарата калибра 533-мм, а
так же пулеметы ДШК калибра 12,7 мм. В ходе модернизаций состав вооружения катеров
неоднократно менялся. Торпедный катер №103 был заложен летом 1933 г., спущен
в конце 1933 г., вступил в строй весной 1934 г. и 28.05.1934 г. вошел в состав
Морских сил Черного моря. С 11.01.1935 г. входил в состав Черноморского флота.
В 1937 г. был переименован в торпедный катер №104, а с 06.08.1942 г. -
№24. Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941-02.01.1942 гг. десантной
операции. С 6-го на 7-е марта 1944 г. торпедный катер ТКА №24, совершая
переход из Геленджика в порт Скадовск из-за отрыва от соединения торпедных катеров,
при самостоятельном следовании в результате навигационной ошибки зашел в 09.05
07.03.1944 г. бухту Ак-Мечеть, занятую противником. В Ак-Мечети в то утро находилось
12 БДБ противника, поскольку накануне прибыли два конвоя БДБ с войсками из Одессы. Немецкий
сигнальный пост затребовал опознавательные и попытался установить с ним связь
посредством сигналов, однако ответа не получил. После этого ТКА №24 отвернул и
пошел на максимальной скорости из гавани. БДБ F.445 опознала русский торпедный
катер. Он открыл огонь, на который немедленно ответили все БДБ и береговые батареи.
При этом торпедный катер получил попадания. По наблюдениям с берега, примерно
в 6 милях СЗ Ак-Мечети его видели остановившимся. F.569 и F.447 после получения
сообщения от капитана порта Ак-Мечети немедленно вышли в море, чтобы окончательно
уничтожить катер. В 10.55 торпедный катер оказался в видимости кораблей противника,
идущим на малом ходу. Немецкие корабли дали 4 предупредительных выстрела из 7,5-см
пушек, после чего топредный катер начал постановку дымовой завесы и свернул в
нее. Немецкие корабли открыли огонь из 2-см орудий, на что торпедный катер отвечал
из своего пулемета. После короткого боя торпедный катер в 11.10 от воздействия
2-см пушек БДБ F.569, 447 полностью потерял боеспособность. БДБ F.569 подошла
к торпедному катеру, после того, как 2 человека из экипажа покинули полностью
продырявленный катер вплавь. Еще двое выживших из экипажа катера были ранены и
держались за него, находясь при этом в воде. Их взял в плен экипаж БДБ F.569.
Оба уплывших члена экипажа были взяты в плен при попощи плавучего плота, их перевели
на борт F.447. Между тем F.569 завела буксир и взяла курс на Ак-Мечеть. На медленном
ходу она буксировала торпедный катер, однако катер все больше и больше наполнялся
водой, и привести ТКА в порт не удалось. Торпедный катер затонул 14.00 в точке
примерно 45.30 - 32.36 с лежавшими в рубке управления двумя погибшими членами
экипажа, командиром торпедного катера (лейтенант Игошин В.И) и радистом (Абанесов).
|