ТТД: Водоизмещение: 15 т. Размеры: длина - 19,07 м,
ширина - 3,33 м, осадка - 1,24 м. Скорость полного хода: 50 узлов. Дальность
плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых двигателя,
1700 л.с. Вооружение: 2х1 533-мм торпедных аппарата желобного типа, 2х1 12,7-мм
пулемета ДШК. Экипаж: 8 чел. История катера: Торпедный катер
типа Г-5 Самый массовый торпедный катер советской постройки в годы Великой
Отечественной войны. Спроектирован в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева (индекс
ЦАГИ ГАНТ-5). Выпускался с 1934 г. по 1944 г. в различных модификациях. Всего
было построено 329 единиц торпедных катеров данного типа. Глиссирующий
однореданный коробчатый корпус этого торпедного катера изготавливался из дюралюминия,
имел 10 шпангоутов, обшивка крепилась с помощью заклёпок. 4 поперечными водонепроницаемыми
переборками корпус был разделен на 5 отсеков, с двумя водонепроницаемыми переборками
на 5-м и 8-м шпангоутах. Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи
округлые образования, способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части
она переходила в плоскую с двумя желобами для двух торпед. В середине корпуса
находилась ходовая (боевая) рубка также клепаной конструкции с тремя люками: командирским,
торпедиста и турели пулемета ДШК. Силовая установка преставляла собой два
авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина. Для работы в морских условиях моторы
были модернизированы (сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили
обозначение ГАМ-38ФН. Вооружение катера составляли два желобных торпедных аппарата
калибра 533-мм, а так же пулеметы ДШК калибра 12,7 мм. В ходе модернизаций состав
вооружения катеров неоднократно менялся. Торпедный катер №154 (12-й серии)
был заложен в 1940 г. на Камыш-Бурунском судоремонто-судостроительном заводе в
Керчи (строительный №5), спущен на воду летом 1941 г., вступил в строй в июле
1941 г. и 22.08.1941 г. был зачислен в состав отряда катеров Керченской ВМБ (командир
отряда капитан-лейтенант В.И.Довгай) Черноморского флота. Участвовал в
Керченско-Феодосийской 25.12.1941-02.01.1942 г. десантной операции. В ходе
войны получил на вооружение 20-мм пушку ШВАК. 06.08.1941 г. переименован
в ТКА №76, с 17.04.1943 г. - №75. 09.09.1943 г. катер №75 И.Н.Васенко торпедировал
защитный мол в Новороссийске с расстояния 200-250 м. Отлично действовали радисты
мичман Василий Середенко и Николай Каплунов. Боцман, при отходе от порта в районе
м.Дооб, попал очередью из ДШКа по поврежденному "мессеру", пытающемуся
атаковать катер, самолет задымил и рухнул в море. 11.02.1944 г. катер был
исключен из состава действующей армии, переклассифицирован в учебный катер с переименованием
в "В-22". 10.07.1948 г. исключен из состава ВМФ и передан на
разделку в Отдел фондового имущества. Этим катером командовали: - старший
лейтенант Куракин А.А.; - старший лейтенант Васенко И.Н. |