ТТД: Водоизмещение: 15 т. Размеры: длина - 19,07 м,
ширина - 3,33 м, осадка - 1,24 м. Скорость полного хода: 50 узлов. Дальность
плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых двигателя,
1700 л.с. Вооружение: 2х1 533-мм торпедных аппарата желобного типа, 2х1 12,7-мм
пулемета "ДШК". Экипаж: 8 чел. История катера:
Торпедный катер типа Г-5 Самый массовый торпедный катер советской постройки
в годы Великой Отечественной войны. Спроектирован в ЦАГИ под руководством А. Н.
Туполева (индекс ЦАГИ ГАНТ-5). Выпускался с 1934 по до 1944 год в различных модификациях.
Всего было построено 329 единиц. Глиссирующий однореданный коробчатый корпус
этого торпедного катера изготавливался из дюралюминия, имел 10 шпангоутов, обшивка
крепилась с помощью заклёпок. 4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус
был разделен на 5 отсеков, с двумя водонепроницаемыми переборками на 5-м и 8-м
шпангоутах. Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования,
способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую
с двумя желобами для двух торпед. В середине корпуса находилась ходовая (боевая)
рубка также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и турели
пулемета ДШК. Силовая установка преставляла собой два авиационных мотора
АМ-32 конструкции Микулина. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы
(сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-38ФН.
Вооружение катера составляли два желобных торпедных аппарата калибра 533-мм, а
так же пулеметы ДШК калибра 12,7 мм. В ходе модернизаций состав вооружения катеров
неоднократно менялся. Торпедный катер №72 был заложен осенью 28.07.1938
г., спущен на воду весной 1939 г., вступил в строй 29.06.1939 г. и 29.07.1939
г. вошел в состав КБФ. 29.05.1940 г. перечислен в состав Черноморского флота и
в июне 1940 г. доставлен в Севастополь по железной дороге. 13.11.1940 г.
был переименован в торпедный катер №70, а с 06.08.1942 г. - №74. Участвовал
в обороне Кавказа. 07.11.1942 года в 12 ч. 03 м. торпедные катера ТКА-54,
ТКА-74 и ТКА-84 вышли из Туапсе в Геленджик. На переходе, в районе мыса Ту, в
13 ч. 00 м. катера были обстреляны торпедоносцем противника. На ТКА-74 корпус
был прострелен в 14 местах, но катер остался на плаву, хотя из-за полученных повреждений,
не мог продолжать движение по назначению и был отбуксирован в Туапсе. В базе крупные
пробоины были заделаны алюминиевыми заплатами, а мелкие забиты пробками. 11
ноября командир звена запросил разрешение следовать на буксире в Поти для выполнения
необходимого ремонта. Переход предстояло произвести на буксире у баржи, которую
будет вести буксир "Дельфин". Одновременно катер должен был выполнять
функции охранения. В 21 ч. 45 м. несший вахту старшина команды мотористов главный
старшина А. Г. Дунаев обратил внимание на то, что катер погружается, и доложил
об этом командиру. При осмотре выяснилось, что в таранном отсеке на ходу выскочила
часть поставленных пробок. Осадка катера увеличилась. Были предприняты, попытки
заделать пробоины, и откачать воду. Но вода не убывала. Вскоре катер настолько
заполнился водой, что принял почти вертикальное положение. Через 2-3 минуты 74-й
затонул в точке 43°55'9"N (по другим данным 43°59'N ?) 39°15'7"E на
траверзе селения Лазаревское на глубине 50 метров. Личный состав катера был полностью
подобран на баржу и буксир. |