ТТД: Водоизмещение: 15 т. Размеры: длина - 19,07 м,
ширина - 3,33 м, осадка - 1,24 м. Скорость полного хода: 50 узлов. Дальность
плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых двигателя,
1700 л.с. Вооружение: 2х1 533-мм торпедных аппарата желобного типа, 2х1 12,7-мм
пулемета "ДШК". Экипаж: 8 чел. История катера:
Торпедный катер типа Г-5 Самый массовый торпедный катер советской постройки
в годы Великой Отечественной войны. Спроектирован в ЦАГИ под руководством А. Н.
Туполева (индекс ЦАГИ ГАНТ-5). Выпускался с 1934 по до 1944 год в различных модификациях.
Всего было построено 329 единиц. Глиссирующий однореданный коробчатый корпус
этого торпедного катера изготавливался из дюралюминия, имел 10 шпангоутов, обшивка
крепилась с помощью заклёпок. 4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус
был разделен на 5 отсеков, с двумя водонепроницаемыми переборками на 5-м и 8-м
шпангоутах. Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования,
способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую
с двумя желобами для двух торпед. В середине корпуса находилась ходовая (боевая)
рубка также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и турели
пулемета ДШК. Силовая установка преставляла собой два авиационных мотора
АМ-32 конструкции Микулина. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы
(сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-38ФН.
Вооружение катера составляли два желобных торпедных аппарата калибра 533-мм, а
так же пулеметы ДШК калибра 12,7 мм. В ходе модернизаций состав вооружения катеров
неоднократно менялся. Торпедный катер №81 был заложен в конце 1934 г., спущен
на воду весной 1935 г., вступил в строй летом 1935 г. и 05.09.1935 г. вошел в
состав Черноморского флота. Прошел капитальный ремонт в 1939 г. 06.08.1942
г.был переименован в торпедный катер №61. 22.07.1943 г. он был использован
в качестве катера с волновым управлением (радиоуправляемого дистанционно) в порту
Анапа. С началом Великой Отечественной войны аппаратура ВУ была снята со
всех катеров Ш-4 и Г-5, и они стали использоваться как обычные торпедные катера.
Использовать катера ВУ решилось лишь командование Черноморского флота в начале
1943 г. 20 февраля командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский
утвердил предложение штаба об атаке судов противника в Камыш-Буруне, а в качестве
брандера надлежало использовать торпедный катер типа Г-5. Управлять же им предполагалось
с гидросамолета МБР-2. 22 февраля в 19 час. 45 мин торпедный катер ТКА-61
(он же ВУ-61) в сопровождении двух катеров Г-5 - №13 и №9 вышли из Геленджика
и взяли курс на Камыш-Бурун. Но в 5 час. 10 мин 23 февраля они вернулись в базу.
Операция была сорвана, так как самолет наведения в 1 час 05 мин разбился в районе
сухопутного аэродрома у Гелинджика, весь экипаж, включая оператора наведения,
погиб. В следующий раз командование Черноморского флота попыталось использовать
катер ВУ лишь в июле 1943 г. Тот же ВУ-61 вновь было решено использовать в качестве
брандера для удара по порту Анапа. 21 июля в 21 час. 33 мин из Геленджика вышли
катер ВУ и торпедные катера №12 и №81, В полночь в воздух поднялся самолет управления
МБР-2, а, кроме того, 6 МБР-2 из состава 119-го авиаотряда. Они должны были бомбить
Анапу, а также отвлекать внимание немцев. В 1 час ночи самолет управления
прибыл в условленную точку встречи с катерами. На случай потери управления, чтобы
секретное оружие не попало в руки немцам, на катере был заведен часовой механизм
самоликвидатора и установлено время взрыва - через 1 час. 15 мин. Затем ТКА-81
снял с ВУ-61 команду и вместе с ТКА-12 лег на циркуляцию вправо, тем самым дав
знак летчикам, что они могут принимать управление, и МБР-2 повел ВУ-61 к Анапе.
Вел катер оператор капитан-лейтенант Саблин. ВУ-61 переменным ходом от 28 до 37
узлов шел к Анапе. В 1 час 49 мин германская артиллерия открыла огонь по катеру.
Тогда на нем с самолета включили бортовые огни и прожектор, с помощью которого
начали сигналить что-то неопределенное. Немцы прекратили обстрел катера, и он
на полном ходу рванулся к цели. Но в 1 час 53 мин всего в 300-400 м от головы
анапского мола ВУ-61 с чем-то столкнулся и взорвался без команды с самолета. |