ТТД: Водоизмещение: 2597 т. Размеры: длина - 127,5
м, ширина - 11,7 м, осадка - 4,18 м. Скорость полного хода: 43,57 узла.
Дальность плавания: 1800 миль при 20 узлах. Силовая установка: 3 вальная ПТУ,
66000 л.с. Вооружение: 5х1 130-мм, 2 76,2-мм, 2 45-мм, 10 37-мм орудий, 4
12,7-мм пулемета, 2х4 533-мм торпедных аппарата, 76 мин. Экипаж: 243 чел.
История корабля: 1-я кораблестроительная программа, принятая
Советом Труда и Обороны в декабре 1926 года и положившая начало советскому периоду
военного кораблестроения, не предусматривала обновления миноносных сил флота.
Однако уже в 1928 году, в связи с переходом советской промышленности на 5-летние
планы развития, программа была пересмотрена. В новом виде (1929 год) она включала,
в числе прочих, эскадренные миноносцы. Тактико-техническое задание на проектирование
эсминцев проекта "1" было утверждено 1 ноября 1928 года (в 1933 году они были
переклассифицированы в лидеры эсминцев). Проектирование велось в Центральном конструкторском
бюро спецсудостроения (ЦКБС-1) под руководством главного конструктора В.А.Никитина.
Предполагалось построить три таких корабля. 1 ноября 1928 г. было утверждено
тактико-техническое задание на проектирование лидера эскадренных миноносцев. Перед
этим произвели сопоставительный анализ построенных за границей после первой мировой
войны эсминцев и определили тенденции их развития. Требовалось создать корабли,
превосходящие по своим боевым качествам зарубежные аналоги. Целесообразность создания
нового класса надводных кораблей была подсказана также опытом первой мировой войны.
Необходимо было расширить возможности эсминцев за счет усиления артиллерийского
оружия. В связи с этим и появились промежуточные между легкими крейсерами и эсминцами
корабли с преимущественно торпедным и сильно развитым артиллерийским оружием,
называемые лидерами. Легкие, но хорошо вооруженные, развивающие высокую скорость
лидеры были способны вести эскадренные миноносцы в торпедную атаку на боевые корабли
и охраняемые конвои противника. Создание такого корабля (пр. 1) явилось
важной вехой в развитии отечественного надводного кораблестроения. Это был первый
опыт проектирования и строительства довольно крупного по тем временам корабля,
вплотную подводившего кораблестроителей к созданию легких крейсеров. Многие найденные
при этом технические решения были использованы в последующем как при корректировке
пр. 1, так и при строительстве кораблей других классов. Лидер "Харьков"
был заложен 29.10.1932 г. на заводе № 198 в Николаеве, спущен на воду 09.09.1934
г., вступил в строй 10.11.1938 г. Предвоенные годы лидера "Харьков"
прошли в учениях, плановых ремонтах. В начале июня 1941 года "Харьков"
в составе эскадры принимал участие в учениях по отработке взаимодействия флота
с войсками приморских флангов армии. За сутки до начала войны он вернулся в Севастополь
и стал на свое штатное место в бухте. Уже 23 июня лидер в составе группы кораблей
участвовал в обеспечении минных постановок, а 24 июня вместе с 3-м дивизионом
эсминцев ОЛС выходил для прикрытия побережья Крыма от ожидавшегося набега румынских
миноносцев. 25 июня "Харьков" (головной в составе ударной группы
кораблей) в 20.10 с командиром ударной группы капитаном 2 ранга Романовым на борту
вышел из Севастополя для нанесения удара по Констанце. Рано утром 26 июня, разворачиваясь
на заданный курс и увеличив ход при пересечении линии румынского минного заграждения,
"Харьков" потерял параваны. После выхода в точку поворота на боевой
курс 55° он с дистанции 130 кбт открыл огонь из главного калибра. Первый залп
преднамеренно был дан с недолетом 3 кбт, чтобы по полученным всплескам проверить
правильность направления огня, поскольку из-за предрассветной дымки отмечалась
плохая видимость горизонта. Убедившись в точности наводки, со второго залпа
перешли на поражение. Лидер стрелял пятиорудийными залпами через каждые 10с. На
берегу вспыхнули пожары. За десять минут оба лидера сделали 35 залпов и выпустили
350 130-мм снарядов. После открытия противником ответного огня в 5.10 командир
ударной группы дал сигнал по УКВ: "Начать отход. Дым", продублировав
его белой ракетой с левого борта. "Харьков" лег на курс отхода и, увеличив
скорость до 30 узлов, пошел в кильватер лидеру "Москва" противоартиллерийским
зигзагом, стараясь не выходить из поставленной головным кораблем дымовой завесы.
Мощный взрыв разломил "Москву" пополам, а рядом с "Харьковым"
начали рваться 280-мм снаряды немецкой береговой батареи "Тирпиц". Одновременно
корабль был атакован румынскими истребителями. Пришлось прекратить спасательные
работы и немедленно уходить. В 5.28 произошло накрытие лидера. Один снаряд разорвался
в 10 м справа по носу, произведя сильнейший гидродинамический удар по корпусу,
а потоки воды от взрыва обрушились на мостик. Второй снаряд упал за кормой. Корабль,
достигнувший было 20-узловой скорости, стал резко ее снижать до 6 узлов: вследствие
нарушения циркуляции воды из-за форсирования хода в котле № 1 лопнула водогрейная
трубка. В 5.36 котел № 1 полностью вышел из строя; его нагрузку приняли котлы
№ 2 и № 3. В то же время из-за близких разрывов снарядов в третьем котельном
отделении произошел сброс регулятора турбовентилятора, и скорость "Харькова"
снизилась еще больше. Воздушные атаки продолжались - последовал налет двух бомбардировщиков:
одна бомба упала в 3 кбт по носу корабля, а вторая - по корме. Тяжелое положение
вынудило командира ударной группы послать радиограмму на флагманский крейсер:
"Обстрелял нефтебаки, нуждаюсь в помощи". На помощь лидерам командиром
группы прикрытия был послан эсминец "Сообразительный". В 5.50 Романов
был вынужден послать на "Ворошилов" вторую радиограмму с просьбой о
помощи. Наконец "Харькову" удалось выйти из-под артобстрела батареи
"Тирпиц". В тот момент дистанция от берега достигла 19 миль, от места
гибели "Москвы" - 5 миль. Но авиация противника все еще преследовала
лидер - при очередном налете двух бомбардировщиков один из них был сбит зенитной
артиллерией. В 5.58 в котле № 2 лопнули 3 трубки в малом пучке, и скорость хода
вновь упала до 5 - 6 узлов. Движение корабля обеспечивал теперь лишь котел № 3.
С вводом в строй турбовентилятора правого борта котла № 3 скорость хода удалось
довести до 14 узлов. Около 6 часов командир БЧ-5 приказал заглушить трубки у медленно
остывавшего котла № 1 и ввести его в действие. Подобную работу обычно осуществляют
в охлажденном котле, но в экстремальных условиях ремонт пришлось производить в
горячем. Работа по заглушке трубок со стороны парового коллектора была выполнена
за 5 минут, а со стороны водяного коллектора - за 8. В целом ремонтные работы
на первом котле были выполнены за два с половиной часа вместо положенных 10-16.
Теперь лидер "Харьков" мог дать больший ход. В половине седьмого,
пока шли ремонтные работы, началась новая атака авиации противника. Лидер успел
отвернуть влево, и бомбы легли в 5 кбт за кормой корабля. В 6.43 вышел из строя
турбовентилятор левого борта котла № 3, и вновь ход упал до 5 узлов. В это время
"Харьков", прошедший чуть более 8 миль от места гибели "Москвы",
подвергся атаке неопознанной подводной лодки. Сигнальщики обнаружили справа по
курсовому углу 70° в 25 - 30 кбт воздушный пузырь и след торпеды, идущей на лидер.
Пришлось резко отвернуть, и торпеда прошла в полутора кабельтовых за кормой. В
свою очередь, артиллеристы лидера обстреляли предполагаемое место нахождения лодки
ныряющими снарядами. Ровно в 7.00 с эсминца "Сообразительный",
подошедшего наконец для охранения поврежденного корабля, заметили след второй
торпеды по курсовому углу 50° правого борта. Эсминец вовремя отвернул вправо,
и торпеда прошла слева по борту. Через пять минут с эсминца обнаружили след третьей
торпеды, шедшей вдоль правого борта "Сообразительного" в направлении
"Харькова". На лидер передали семафором сигнал, и тот вовремя отвернул
вправо. Эсминец прошел над местом залпа и сбросил две серии глубинных бомб. Лодка
(предположительно это была Щ-206) затонула, а "Харьков" и "Сообразительный",
отражая атаки бомбардировщиков, взяли курс на Севастополь. В 8.14 на лидере
ввели в действие котел № 1, и корабль под двумя котлами развил скорость в 26 узлов.
В полдень к охранению Харькова" присоединился эсминец "Смышленый".
Спустя час все три корабля подверглись последней атаке вражеского бомбардировщика,
длившейся 20 минут. Она закончилась безрезультатно: в момент сброса бомб "Харьков"
и оба эсминца совершили поворот "все вдруг" и бомбы упали в стороне.
Далее корабли шли, меняя курсы и скорость, и в 21.30 прибыли в Севастополь. События
войны не давали времени для отдыха. Интенсивный ремонт в базе - и лидер "Харьков"
снова в строю. Уже 20 июля он вместе с эсминцем "Бодрый" выходили в
район острова Фидониси (Змеиный) для прикрытия отхода Дунайской военной флотилии
из устья Дуная в Одессу. Во время обороны Одессы "Харьков" совершал
рейсы с грузом боеприпасов, поддерживал действия сухопутных частей. Всего за период
с 25 августа по 8 сентября лидер 66 раз открывал огонь по позициям врага. 15 сентября
он обеспечивал переход 18 судов с эвакуируемыми войсками из Одессы в Севастополь.
В сентябре "Харьков" встал в Новороссийске на планово-предупредительный
ремонт. Одновременно на нем был установлен первый на Черноморском флоте морской
корабельный радиомаяк (МКР), связанный с работающим на него береговым радиомаяком
направленного действия. 31 октября лидер "Харьков" вышел из Новороссийска
и 1 ноября еще до рассвета прибыл в Севастополь. Днем при очередном налете авиации
противника по левому борту и по носу стоявшего на бочке лидера взорвалось около
десятка бомб, не причинив ему особого вреда. Но после этого корабли эскадры стали
базироваться в портах Кавказского побережья; "Харькову" отвели место
в Новороссийске. С ноября 1941 по февраль 1942 года лидер использовался
для перевозки в главную базу пополнения и боеприпасов. Кроме того, он привлекался
для обстрела побережья, занятого неприятелем. 5 декабря после разгрузки в Севастополе
"Харьков", стоя у стенки в бухте, произвел обстрел живой силы противника
в районе села Аксу. При ответном обстреле в броневой щит первого орудия лидера
попал снаряд. В результате орудие было выведено из строя, осколками повреждены
надстройки, кают-компания, прицел орудия № 2. Командование базы решило отремонтировать
корабль своими силами - его перевели в Корабельную бухту и поставили к артиллерийским
мастерским. И даже во время ремонта он продолжал вести огонь из кормовых орудий.
21 декабря при входе в Севастополь "Харьков" подвергся атаке
бомбардировщиков, а при подходе к боновым воротам он попал еще и под артиллерийский
обстрел береговых батарей противника. Чтобы сбить прицел, лидер, не имея возможности
отклоняться от фарватера, маневрировал с помощью резкого изменения хода. На скорости
около 21 узла, под огнем тяжелых батарей он проскочил боновые ворота и пришвартовался
у артиллерийской пристани, не получив попаданий. Затем "Харьков" вел
обстрел резервов противника, скопившихся в районе станции Мекензиевы Горы, у кордона
№ 1, в Бельбеке и Дуванкое. За двое суток, которые корабль находился в главной
базе (до 23 декабря), им было израсходовано 618 130-мм снарядов. В ночь
с 28 на 29 января 1942 года "Харьков" с войсками, боезапасом и продовольствием
на борту прорвался в осажденный Севастополь. 30 января, 1 и 2 февраля, перед уходом
в Новороссийск, "Харьков" снова вел огонь по позициям противника, а
на переходе к Кавказскому побережью 4 февраля обстрелял вражеские позиции в Крыму.
В ночь с 27 на 28 февраля лидер в составе ОЛС выходил для обстрела немецких войск
у Феодосии. 6 марта "Харьков", принимавший маршевое пополнение,
боезапас и продовольствие в Новороссийске, получил приказ срочно выйти в море
для оказания помощи эсминцу "Смышленый", подорвавшемуся на мине в районе
мыса Железный Рог (Керченский пролив). К моменту подхода лидера тяжело поврежденный
эсминец своим ходом вышел с оборонительного минного поля. "Харькову"
оставалось только возглавить отряд для следования в Новороссийск. Однако ночью
из-за сильного ветра и огромных волн эсминец не смог управляться, и "Харьков"
попытался взять его на буксир. "Смышленый" развернуло волнами и опрокинуло.
С перевернувшегося эсминца стали скатываться глубинные бомбы и рваться в опасной
близости от лидера. От сильных гидравлических ударов на нем стали выходить из
строя механизмы и приборы: из нактоуза вылетел магнитный компас, у рулевого сорвало
репитер с гирокомпаса. Более двух часов "Харьков" маневрировал на месте
гибели "Смышленого", но смог спасти лишь двух моряков. На одном из разворотов
он на полном ходу врезался в гребень волны "девятого вала". Огромная
масса воды прогнула палубу полубака, образовалась трещина. Вертикальные подпоры
палубы в кают-компании оказались согнутыми в дугу. Пришлось изменить курс и вместо
Новороссийска следовать в Поти только по волне, поскольку идти против волны было
весьма рискованно. В Поти произвели экстренный ремонт - откачали воду из
помещений, выпрямили подпоры, восстановили поврежденную верхнюю палубу полубака,
выровняли погнутые люки, двери и кранцы. Уже на следующий день лидер ушел в главную
базу, доставив туда маршевое пополнение, боезапас и продовольствие. 8 и
9 марта "Харьков" вел артиллерийскую перестрелку с противником и подавил
две вражеские батареи. 24, 27, 31 марта и 6 апреля "Харьков" вместе
с другими кораблями и транспортными судами перевозил с Кавказского побережья в
Севастополь грузы, орудия и другую технику. Он неоднократно обстреливал позиции
противника, подвергаясь при этом ответным ударам артиллерии и авиации. 7
апреля при маневрировании в Севастопольской бухте у стенки лидер сильно ударился
форштевнем о причал. В результате удара нижняя часть форштевня загнулась вправо,
а обшивка корпуса получила повреждение. Буквально в течение ночи корпус отремонтировали.
А за меткий огонь, в результате которого три немецкие батареи были подавлены,
экипаж корабля получил благодарность командующего флотом. Май 1942 года
также оказался для "Харькова" весьма напряженным. С 9 по 15 мая по ночам
он выходил из Поти в Феодосийский залив и к побережью Керченского пролива для
обстрела вражеских войск. 18 мая на переходе из Новороссийска в Севастополь "Харьков"
был атакован авиацией. Зенитчикам лидера удалось сбить два самолета, но из-за
близких разрывов бомб корабль лишился управления. На большой части пера руля оказалась
сорвана обшивка, а на правом винте оторвался обтекатель. В Новороссийске "Харьков"
поставили в плавдок и в течение двух суток отремонтировали. 17 июня лидер
с войсками отправился в свой привычный поход взяв курс на осажденный город-крепость.
С целью оперативной маскировки вначале он шел в южном направлении, имитируя рейс
в кавказский порт. На рассвете 18 июня "Харьков" повернул к Севастополю
и тут же подвергся интенсивному налету люфтваффе. При 22-й по счету бомбежке в
6.50 одна из бомб взорвалась под кормой лидера. В 3-м котельном отделении возник
пожар, затопило 5-й погреб, из-за поступления забортной воды в главных котлах
повысилась соленость. Первая машина застопорилась, в расходных масляных цистернах
обнаружилась соленость, вышли из строя 3-е и 4-е орудия главного калибра. Пожар
удалось ликвидировать. Соленость устранили заменой лопнувших трубок в главном
холодильнике. В румпельном отделении устранили повреждения гидравлики рулевого
управления. После заделки разошедшихся швов в помещении 5-го артиллерийского погреба
откачали воду. На запрос командира лидера было получено приказание начальника
штаба идти в Поти под прикрытием лидера "Ташкент". К началу августа
1942 года ОЛС ЧФ переформировали в бригаду крейсеров, при этом "Харьков"
вошел в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев. 2 августа в 17.18 лидер
"Харьков" и крейсер "Молотов" вышли из Туапсе, имея задание
совершить набеговую операцию на порт Феодосию и Двуякорную бухту. В 0.59 лидер
открыл огонь по целям и за 5 минут выпустил 59 130-мм снарядов. В 1.13 обнаруженный
противником отряд лег на курс отхода. Немецкие самолеты-торпедоносцы и итальянские
торпедные катера MAS-568 и MAS-573 начали преследование. При атаке торпедного
катера лидер накрыл его вторым залпом, а от выпущенной торпеды уклонился. Но крейсеру
"Молотов" не повезло: в него попала торпеда, взрывом оторвало 20 м кормы
вместе с рулем. К счастью, способность двигаться и управляться машинами крейсер
не потерял и продолжал отходить 14-узловым ходом. Лидер сопровождал его до Поти.
В этой операции им было отражено 10 атак торпедных катеров и столько же авианалетов.
Израсходовав 868 зенитных снарядов, он сбил один самолет (совместно с крейсером)
и еще один повредил. В ходе сентябрьского наступления противника на Новороссийск
и Туапсе "Харьков" неоднократно привлекался для огневой поддержки сухопутных
войск. Утром 1 сентября в составе отряда выходил в море для обстрела побережья
Крыма, а на обратном пути в 22.30, маневрируя в Цемесской бухте с дистанции 100
кбт обстрелял скопление войск противника и боевой техники на подступах к Новороссийску.
Правда, ожидаемый результат достигнут не был - стрельба велась по площадям со
слишком большой дистанции (13 км). В ночь с 2 на 3 сентября "Харьков",
стоя на якоре на рейде, обстрелял станицу Красномедведковскую. На этот раз результаты
оказались успешнее. Противнику был нанесен значительный урон в живой силе и технике
- уничтожено 6 танков, 14 орудий, 22 автомашины, около батальона пехоты. За две
эти ночи лидер выпустил 399 снарядов. 14 октября противник возобновил мощное
наступление на Северном Кавказе. В этот критический момент для ликвидации прорыва
войск противника в районе Новороссийска "Харьков" и корабли эскадры
ЧФ за пять дней октября срочно перебросили из Поти в Туапсе три гвардейские стрелковые
бригады - всего около 10 тысяч бойцов с вооружением. Позже, 21 и 22 октября корабль
привлекался для перевозки войск в Туапсе, а также для огневой поддержки войск
в Новороссийске. В осенне-зимний период 1942 года "Харьков" в
составе отрядов надводных кораблей совершил три набега на коммуникации противника
у западных берегов Черного моря. Так, 29 ноября - 2 декабря лидер в составе отряда
кораблей произвел набег на остров Фидониси. 19 декабря он участвовал в ночном
обстреле Ялты. В январе 1943 года на корабле проводился плановый ремонт.
В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года лидер "Харьков" в составе отряда выходил
из Батуми в район Южная Озерейка - Станичка для артподготовки в районе высадки
десанта. Подобная операция проводилась лидером в ночь на 14 февраля. В течение
лета 1943 года "Харьков" неоднократно привлекался к операциям по обстрелу
вражеских позиций в Крыму и нарушению коммуникаций противника в Керченском проливе.
Но в октябре случилось непоправимое. Целью операции 6 октября явилось уничтожение
немецких плавсредств и десантных кораблей, возвращавшихся из Керчи, а также обстрел
портов Феодосии и Ялты. Для выполнения поставленной задачи выделялись лидер "Харьков",
эсминцы "Беспощадный" и "Способный", восемь торпедных катеров
и авиация ВВС флота. С наступлением темноты 5 октября в 20.30 корабли вышли
из Туапсе. Около часа ночи 6 октября "Харьков" с разрешения командира
отряда начал движение к Ялте. В 2.30 на нем засекли самолет-разведчик противника,
о чем было доложено командиру отряда Г.П.Негоде (брейд-вымпел - на "Беспощадном").
В 5.04 самолет сбросил осветительные бомбы. Корабли меняли курсы, но скрыть истинное
направление своего движения не могли, поскольку, как выяснилось, за их передвижением
следила береговая радиолокационная служба врага. В 6.30 "Харьков"
с дистанции 70 кбт начал обстрел Ялты. За 16 минут он выпустил без корректировки
по меньшей мере 104 130-мм осколочно-фугасных снаряда. Следуя вдоль берега, лидер
сделал 32 выстрела и по Алуште, но, как оказалось, все снаряды легли с перелетом.
На огонь лидера ответили три 75-мм орудия 1-й батареи 101-го дивизиона, а затем
шесть 155-мм орудий 1-й батареи 772-го дивизиона противника. В 7.15 "Харьков",
маневрируя под огнем береговых батарей, стал отходить и присоединился к возвращавшимся
эсминцам. В 8.10 появившиеся над соединением три советских истребителя
сбили германский самолет-разведчик, летчики с него приводнились на парашютах.
Корабли задержались на 20 минут для подъема их на борт. Этот маневр отвлек внимание
верхней вахты от наблюдения за горизонтом. И как только корабли начали отход 28-узловым
ходом, этим воспользовались 8 немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием
двух Me-109. И хотя советские истребители сбили один "Юнкерс" и один
истребитель, другим самолетам, зашедшим со стороны солнца, удалось поразить лидер
сразу тремя бомбами весом в 250 кг. Одна из них попала в верхнюю палубу
в районе 135-го шпангоута и, пробив корпус насквозь, взорвалась под килем. Еще
по одной бомбе попало в первое и второе котельные отделения. Оба они, а также
машинное отделение оказались затопленными, вода медленно поступала через поврежденную
переборку на 141-м шпангоуте в третье котельное отделение. Таким образом, из главной
силовой установки в строю остался турбозубчатый агрегат во втором машинном отделении
и третий котел, давление в котором упало до 5 кг/см2. От ударных сотрясений вышли
из строя мотопомпа во второй машине, дизель-генератор № 2, турбовентилятор № 6.
Взрывом сорвало и выбросило за борт один 37-мм зенитный автомат; вышли из строя
два зенитных пулемета. Лидер потерял ход, получил крен 9° на правый борт и дифферент
на нос около 3 м. В этой обстановке было приказано "Способному"
взять "Харьков" на буксир кормой вперед. Теперь соединение двигалось
в 90 милях от Кавказского побережья к западу от Туапсе со скоростью 6 узлов. Можно
было бы, оценив обстановку, снять с лидера экипаж, а корабль затопить. Это приказание
якобы и отдал командующий флотом. Но на соединении приказ не получили и продолжали
движение. В 11.50 над кораблями появились 14 пикирующих бомбардировщиков Ю-87.
Два из них атаковали "Харьков" и "Способный", остальные -
"Беспощадный". И хотя к этому времени по вызову прибыло еще 9 наших
истребителей, но отбить атаки люфтваффе они не смогли. "Харьков" новых
повреждений не получил, но в "Беспощадный" попала авиабомба, разрушившая
машинное отделение, а у "Способного" в результате бомбежки разошлись
заклепочные швы. После этого командир отряда отдал приказ "Способному"
поочередно буксировать "Харьков" и "Беспощадный". В
14.00 на лидере ввели в строй третий котел, и корабль смог дать ход до 10 узлов
под одной машиной. Но через 10 минут корабли снова подверглись атаке с воздуха
группой в 20 - 25 "юнкерсов". В результате в 14.25 "Беспощадный"
затонул. В это время "Харьков" получил два прямых попадания в полубак,
несколько бомб разорвались рядом с кораблем. Все носовые помещения до 75-го шпангоута
оказались затоплены, от сильного сотрясения корпуса вышли из строя вспомогательные
механизмы единственного оставшегося под парами котла, лидер стал погружаться носом
с креном на правый борт. Каких-либо существенных мероприятий по борьбе за живучесть
провести не успели, и в 15.37, до последнего момента ведя огонь из 130-мм орудия
и одного зенитного автомата, "Харьков" скрылся под водой. Командир
лидера П.И.Шевченко был спасен "Способным". Еще в течение двух часов
эсминец спасал экипаж лидера. Но в 18.10 последовал очередной налет немецкой авиации,
и через 20 минут эсминец "Способный" погиб от взрыва собственных глубинных
бомб. Этим кораблем в разное время командовали: - капитан 3 ранга /
капитан 2 ранга Мельников П.А. (09.1939 - 06.1942); - капитан 3 ранга Шевченко
П.И. (06.1942 - 06.10.1943) |