ТТД: Водоизмещение: 2597 т. Размеры: длина - 127,5
м, ширина - 11,7 м, осадка - 4,18 м. Скорость полного хода: 43,57 узла.
Дальность плавания: 1800 миль при 20 узлах. Силовая установка: 3 вальная ПТУ,
66000 л.с. Вооружение: 5х1 130-мм, 2 76,2-мм, 2 45-мм, 10 37-мм орудий, 4
12,7-мм пулемета, 2х4 533-мм торпедных аппарата, 76 мин. Экипаж: 243 чел.
История корабля: Первая кораблестроительная программа, принятая
Советом Труда и Обороны в декабре 1926 года и положившая начало советскому периоду
военного кораблестроения, не предусматривала обновления миноносных сил флота.
Однако уже в 1928 году, в связи с переходом советской промышленности на 5-летние
планы развития, программа была пересмотрена. В новом виде (1929 год) она включала,
в числе прочих, эскадренные миноносцы. Тактико-техническое задание на проектирование
эсминцев проекта "1" было утверждено 1 ноября 1928 года (в 1933 году они были
переклассифицированы в лидеры эсминцев). Проектирование велось в Центральном конструкторском
бюро спецсудостроения (ЦКБС-1) под руководством главного конструктора В.А.Никитина.
Предполагалось построить три таких корабля. 1 ноября 1928 г. было утверждено
тактико-техническое задание на проектирование лидера эскадренных миноносцев. Перед
этим произвели сопоставительный анализ построенных за границей после первой мировой
войны эсминцев и определили тенденции их развития. Требовалось создать корабли,
превосходящие по своим боевым качествам зарубежные аналоги. Целесообразность создания
нового класса надводных кораблей была подсказана также опытом первой мировой войны.
Необходимо было расширить возможности эсминцев за счет усиления артиллерийского
оружия. В связи с этим и появились промежуточные между легкими крейсерами и эсминцами
корабли с преимущественно торпедным и сильно развитым артиллерийским оружием,
называемые лидерами. Легкие, но хорошо вооруженные, развивающие высокую скорость
лидеры были способны вести эскадренные миноносцы в торпедную атаку на боевые корабли
и охраняемые конвои противника. Создание такого корабля (пр. 1) явилось
важной вехой в развитии отечественного надводного кораблестроения. Это был первый
опыт проектирования и строительства довольно крупного по тем временам корабля,
вплотную подводившего кораблестроителей к созданию легких крейсеров. Многие найденные
при этом технические решения были использованы в последующем как при корректировке
пр. 1, так и при строительстве кораблей других классов. Лидер "Москва"
был заложен 29.10.1932 г. на заводе № 198 в Николаеве, спущен на воду 30.10.1934
г., вступил в строй 10.08.1938 г. Лидер "Москва" уже в ноябре
1938 года был использован для выполнения дипломатической миссии. С 17 по 25 ноября
на нем находилась советская делегация, прибывшая в Турцию для участия в похоронах
президента Мустафы Кемаля (Ататюрка). В следующем году 19 - 23 октября "Москва"
нанесла еще один визит в Турцию. К 22 июня 1939 года была проведена реорганизация
соединений надводных кораблей Черноморского флота: лидер "Москва" вошел
в состав 3-го, а "Харьков" - 2-го дивизиона ОЛС. Война застала
"Москву" в Севастополе, куда она вернулась после состоявшихся в начале
июня учений. 25 июня 1941 года, согласно приказу наркома ВМФ, Черноморский флот
приступил к выполнению операции по нанесению удара по Констанце - порту и главной
базе румынского флота. По плану, ударная группа кораблей на максимальной дистанции
должна была открыть артогонь по берегу и идти в сторону Констанцы для вскрытия
системы артиллерийской обороны вражеской базы, возможного разрушения портовых
объектов, железнодорожного узла и нефтяных терминалов. Набег обеспечивала группа
кораблей поддержки. Одновременно по аэродромам и нефтехранилищам должен был наноситься
удар авиагруппой. Внезапность нанесения удара планировалось достичь быстротой
развертывания сил. Первоначально лидер "Москва" был включен в
группу поддержки (крейсер "Ворошилов" - головной). В ударную группу
входили лидер "Харьков" и эсминцы "Смышленый" и "Сообразительный".
Руководство операцией возлагалось на командира ОЛС контр-адмирала Т.Д. Новикова.
Однако при выходе из Севастополя ударная группа была задержана и переформирована:
в ее состав включили "Москву", а эсминцы вошли в группу поддержки. Лишь
в девятом часу вечера лидеры "Харьков" и "Москва" смогли выйти
из главной базы, и эта задержка сыграла роковую роль. На траверзе Херсонесского
маяка оба лидера убрали параваны и со скоростью 28 узлов легли курсом 315° на
Одессу (для обмана воздушной разведки противника). С наступлением темноты в 21.15
лидеры изменили курс и направились к Констанце. В 01.47 26 июня корабли приблизились
к границе опасной в минном отношении зоны и, сбавив ход до 24 узлов, поставили
параван-охранители. Использование этих параванов, согласно инструкции, ограничивало
скорость движения до 21 узла, однако лидеры запаздывали к назначенному планом
времени и вынуждены были идти с более высокой скоростью. Из-за превышения
скорости хода в 4.26 лидер "Москва", шедший концевым, потерял правый
параван в 23 милях от Констанцы (по счислению, на самом деле в 2 - 3 милях ближе,
то есть находясь на румынском минном заграждении S-9). Поскольку в 4.58 шедший
головным "Харьков" также потерял правый параван, по приказу командира
ударной группы Романова "Москва" заняла место головного. В условленное
время - 5.00 - оба лидера повернули на курс 221° и увеличили ход до 26 узлов.
Через две минуты корабли вышли в точку поворота на боевой курс и развили ход 28
узлов. Лидер "Москва" открыл огонь главным калибром с третьим залпом
"Харькова" - пятиорудийная стрельба со скорострельностью 10 с. Огонь
велся без корректировки, но после первых же залпов на берегу взметнулось пламя
большого пожара в районе нефтяных баков. В 5.04 ответный огонь по лидерам
открыли плохо различимые в утренней дымке на фоне берега румынские эсминцы "Реджина
Мария" и "Мэрэшти", несшие дозорную службу. Румынские эсминцы медленно
двигались на север, а их залпы, принятые на лидерах за огонь береговых батарей,
ложились с недолетом. В 5.06 на головном лидере заметили две орудийные
вспышки 280-мм батареи "Тирпиц". Первый залп лег с перелетом в 10 кбт
от "Москвы", второй двухорудийный - уже с перелетом в 5 кбт, а третий
залп накрыл "Москву" с недолетом 1 - 1,5 кбт. С лидера "Харьков"
на "Москву" поступил сигнал по УКВ об отходе. "Москва",
прекратив в 5.12 огонь и поставив дымзавесу, резко отвернула на курс отхода. Курс
вел к южной кромке заграждения, и неожиданный отворот лидера сбил стрельбу противника.
Считая опасность от артиллерийского огня большей, чем от мин, командир лидера
А.Б.Тухов приказал увеличить ход до 30 узлов и уходить противоартиллерийским зигзагом.
При маневрировании был потерян и левый параван. В кильватер "Москвы"
противоартиллерийским зигзагом шел лидер "Харьков". В 5.20 с
обоих кораблей заметили след двух торпед, идущих прямо на "Москву".
С "Харькова" передали на "Москву" приказание: "Буки ("Больше
ход"). Идти прямым курсом". Но через минуту в момент уклонения
от торпед вправо над "Москвой" поднялся столб воды, огня и дыма на тридцатиметровую
высоту (выше мачт). Корабль остался без хода. Зенитное 76-мм орудие продолжало
стрельбу по появившемуся самолету противника. Сразу же после взрыва представилась
следующая картина. Обшивка и набор корпуса в районе 1-го и 2-го котельных отделений
с левого борта были разрушены. Корабль, шедший почти 30-узловой скоростью, стал
разламываться у среза полубака. Надломленную в районе 1-го котельного отделения
носовую часть (в месте скользящего шва) потоком воды развернуло форштевнем к корме.
Уцелевшей обшивкой правого борта носовая часть еще удерживалась на поверхности,
но быстро погружалась с креном на левый борт, так что был виден боковой киль.
Мостик, первая дымовая труба и фок-мачта оказались в воде. Командир "Москвы"
капитан-лейтенант А.Б. Тухов, оглушенный взрывом был сброшен в воду, замполит
- батальонный комиссар Г.Т. Плющенко погиб. Тонущая носовая часть увлекала за
собой и кормовую, которая имела дифферент на нос и крен до 10° на правый борт.
Корабль остался без движения, но машины еще работали, и левый винт некоторое время
вращался в воздухе. Дальше события на корабле развивались очень быстро.
Сразу после взрыва на лидере погас свет. Командир носовой аварийной партии младший
инженер-лейтенант Н.Т.Николаев, увидев сильную вспышку пламени при взрыве, приказал
тушить пожар. Однако времени не оставалось, и люди, выныривая из затопленных помещений,
выбирались из отсеков быстро тонущей носовой части уже по борту, как по палубе.
Через две минуты после взрыва носовая оконечность корпуса оторвалась и быстро
затонула. Кормовая еще плавала на поверхности, и люди находились на боевых постах.
Из поврежденной взрывом кормовой дымаппаратуры валил белый дым. Первое машинное
отделение уже находилось под водой; давление пара быстро падало и в кормовом эшелоне.
Командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант В.М.Голубов приказал поставить подпоры
на носовую переборку первого машинного отделения, одновременно продублировав приказание
командиру кормовой аварийной партии главстаршине М.А.Лукину. Из третьего котельного
отделения Голубову доложили, что воды в котле нет и горение выключено. Погружение
кормовой части быстро продолжалось, и помощник командира корабля старший лейтенант
Л.И. Приваленков подал команду: "Покинуть корабль". Голубов отдал распоряжение
спустить шлюпки, сбросить за борт пробковые матрацы и койки и передал по боевым
постам приказание: "Всем наверх". Времени на остановку машин
и турбовентиляторов уже не оставалось. Личный состав "Москвы" спешно
покидал гибнущий корабль. Дифферент кормовой части достиг 40°, и она, встав вертикально,
затонула через 8 - 10 минут после взрыва в точке с координатами 44°02' с.ш. и
28° 50' в.д. на глубине 40 - 45 м. Так, первый бой лидера "Москва"
в Великой Отечественной войне стал для него и последним. Существует несколько
версий причин гибели лидера "Москва". Согласно одной из них корабль,
маневрировавший на румынском минном заграждении S-10, подорвался на мине. В соответствии
с другой он получил торпеду с советской подводной лодки Щ-206. Ее командир - капитан-лейтенант
И.А. Каракай - не знал о предстоящей операции против Констанцы и, приняв советские
корабли за румынские, произвел двухторпедный залп. На воде остались спасательные
круги, матрацы, аварийный лес, дымовые шашки и единственная шлюпка, в которой
разместилось 17 человек. Подошедший лидер "Харьков" остановился в 200
м и приступил к спасению экипажа "Москвы". Но из-за артобстрела и атаки
авиации он был вынужден отказаться от этой попытки. К вечеру 14 румынских
катеров и гидросамолеты подобрали из воды 69 человек (7 офицеров и 62 краснофлотца).
Командир "Москвы" А.Б. Тухов в бессознательном состоянии попал в плен,
но впоследствии бежал из концлагеря и сражался в рядах партизанского отряда "Буревестник"
под Одессой, командуя взводом разведки. А.Б. Тухов погиб в бою с противником 5
марта 1942 года близ села Головановск на Буге. Этим кораблем в разное время
командовали: - капитан 3 ранга Зубков А.И. (10.08.1938 г. - 02.1941); -
капитан-лейтенант Тухов А.Б. (02.1941 – 26.06.1941). |