ТТД: Водоизмещение: 4175 т. Размеры:
длина - 139,7 м, ширина - 13,7 м, осадка - 4 м. Скорость полного хода:
43 узла. Дальность плавания: 5030 миль при 25 узлах. Силовая установка:
двухвальная ПТУ, 130000 л.с. Вооружение: 3x2 130-мм, 2x1 76-мм (с 08.41 г.),
6x1 37-мм орудий, 6x1 12,7-мм пулеметов, 3x3 533-мм торпедных аппарата. Экипаж:
344 чел. История корабля: Тактико-техническое задание на
небронированный лидер-разведчик типа "И" ("импортный", "итальянский")
было разработано проектировщиками советстских лидеров проекта 1-38. Задание 1935
года было рассчитано на значительное улучшение тактико-технических элементов по
сравнению с лидерами типа "Ленинград". В задании на проектирование выдвигались
два следующих основных требования: скорость в течении 6-ти часовых испатаний не
менее 42,5 узлов, дальность плавания 20-узловым ходом - 5000 миль. Задание
разработанное отечественными проектировщиками было предложено трем крупнейшим
судостроительным фирмам Италии: "Ансальдо", "Адриатико", и
"Одеро-Терни-Орландо". Наиболее выгодные условия были предложены последней,
с которой в сентябре 1935 года был заключен договор о проектировании и постройке
лидера и об оказании технической помощи при строительстве такого же корабля в
Советском Союзе. Первое из двух основных требований выдвинутых в задании на проектирование,
а именно достижение необходимых скоростных характеристик, фирма гарантировала
лишь при нормальном водоизмещении в 3216 тонн и мощности ГЭУ около 100000 л.с..
Для достижения же столь значительного района плавания запас топлива пришлось увеличить
до 1200 тонн, то есть вдвое по сравнению с лидерами советского проекта. Таким
образом полное водоизмещение составило 4175 тонн. Эскизный проект, впоследствии
получивший порядковый номер 20, был разработан инженерами фирмы ОТО ("Одеро-Терни-Орландо")
к февралю 1936 года, под наблюдением комиссии, которую возглавляли А.С. Кассациер
(от Главморпрома) и М.И. Бомзе (от УВМС) . Эскизный проект предусматривал
установку советского вооружения, в том числе 130-мм спаренных башенных установок
новой конструкции, под которые итальянцы спроектировали соответствующие подкрепления.
Также проектом была предусмотрена установка шести 45-мм полуавтоматов (в районе
второй дымовой трубы), столько же 12,7-мм пулеметов и трех трехтрубных торпедных
аппаратов калибра 533-мм на палубе средней надстройки, а также рельс для мин заграждения
на верхней палубе. Было оговорено, что два главных турбозубчатых агрегата суммарной
мощностью 100000 л.с. (350 об/мин) и четыре котла должны иметь эшелонное расположение.
Помимо полного запаса топлива (1200 т.) предусматривалась приемка на борт еще
147 тонн котельной, 33 тонн питьевой и 54 тонн воды на бытовые нужды. Наибольшая
длина лидера составила 139,7 м (между перпендикулярами 133,3), ширина 13,7 м,
средняя осадка 3,98 м при стандартном водоизмещении 2836 тонн. 11 января
1937 года на верфи фирмы ОТО в Ливорно был заложен лидер эсминцев, получивший
название "Ташкент". Следует упомянуть, что в отличии от лидеров отечественной
постройки которые получали имя в честь столиц союзных республик, "итальянец"
унаследовал имя корабля Волжской военной флотилии периода гражданской войны, бывшего
речного буксирного парохода №7 названного "Ташкент" и погибшего в бою
5 сентября 1918 года. Одновременно с закладкой "Ташкента" было принято
решение строить в Советском Союзе еще три однотипных корабля со сроками сдачи
в 1938-1939 годах: два на ССЗ № 198 в Николаеве. Но планам этим осуществиться
было не суждено, хотя на ССЗ № 190 подготовка к закладке лидеров велась полным
ходом. Уже были присвоены заводские номера и головной корабль должен был называться
"Баку". Подготовка была прекращена во второй половине 1937 года на стадии
завершения плановых работ, т.к. при этом проявились большие трудности в переработке
итальянских чертежей и различия в технологии постройки, которые ставили под сомнение
получение заданных элементов. А в Ливорно тем временем стапельные работы
шли полным ходом и в канун нового 1938 года "Ташкент" был спущен на
воду. Произошло это событие 28 декабря. 11 марта 1938 года на ходовых испытаниях
при мощности 130000 л.с. и водоизмещении 3422 тонны лидер достиг скорости 43,53
узла, что в пересчете на контрактные 3216 тонн означало 44,6 узла. 12-часовый
режим испытаний экономическим ходом дал расчетное превышение дальности плавания
на 10% (замеры расхода топлива производились в двух оттарированных цистернах с
опломбированными каналами). Однако изменение уровня топлива от напора турбовентиляторов
не учитывалось, поэтому результаты испытаний признали недействительными, и фирме
пришлось отказаться от причитавшейся премии (порядка 5% от стоимости корабля).
Вместе с тем, этой постройкой фирма добилась весьма многого, так как получила
крупный заказ на строительство серии боевых кораблей. Известно, что на стадии
заказа "Ташкент"предназначался для Балтики, но из-за войны в Испании
возникли серьезные сомнения в возможности его безопасного перевода через Гибралтар,
тем более, что пролив контролировался франкистами. Оставался лишь черноморский
вариант. 18 апреля 1939 года был подписан премный акт и 6 мая корабль был
передан советским представителям. За несколько дней до этого в Италию с Черноморского
флота прибыл советский экипаж который перегнал "Ташкент" в Одессу. Корабль
перегоняли в замаскированном под пассажирский теплоход виде. Чтобы ввести в момент
прохода через Босфор в заблуждение турок между рубками был натянут специальный
брезент с нарисованными на нем окнами и другой атрибутикой "пассажира",
а по палубе было прекращено движение личного состава. Корабль имел легкую
и рациональную конструкцию корпуса, удобную ходовую рубку, обтекаемой формы надстройки,
закрытый штормовой коридор, позволявший перемещаться по всему кораблю без выхода
на верхнюю палубу и еще целый ряд достоинств. К недостаткам можно отнести прочность
корпуса, выявленную во время шторма. Голубоватый защитный цвет лидера, принятый
в итальянском королевском флоте, решили сохранить для сравнения с шаровым, в который
окрашивались корабли Черноморского флота. Перейдя в Одессу "Ташкент"
совершил несколько пробных выходов в море, после чего перешел в Николаев, где
на него было установлено вооружение. Первоначально оно было нештатным ввиду того,
что три штатные 130-мм двухорудийные башни "Б-2ЛМ" еще не были готовы.
В виде временного артвооружения "Ташкент" получил серийные одноорудийные
установки "Б-13", калибром 130-мм, которыми были вооружены лидеры отечественной
постройки, а также эсминцы проектов 7 и 7У. Предполагалось вооружение лидера двухорудийными
башенными установками "Б-31", которые представляли из себя башню с качающейся
частью, где в одной люльке размещались два орудия "Б-13". Но этой артситеме
не суждено было родиться - установка "Б-31" не дошла даже до эскизного
проекта. Буквально накануне войны на "Ташкенте" были установлены
башни "Б-2ЛМ", принятые к этому времени на вооружение лидеров и эскадренных
миноносцев проекта 30, тогда же на замену 45-мм полуавтоматов "21К2 были
установлены 37-мм автоматы 70К с воздушным охлаждением и непрерывной очередью
до 100 выстрелов. Впоследствии во время ремонта, вызванного боевыми повреждениями,
на "Ташкенте" с целью усиления зенитной артиллерии корабля была установлена
76,2-мм двухорудийная башенная установка "39-К" предназначавшаяся для
эсминца "Огневой". На лидере был установлен командно-дальномерный пост
(КДП) "Дуплекс" итальянской фирмы "Galileo". В годы
Великой Отечественной войны "Ташкент" принял активное участие в обороне Одессы
и Севастополя. Командовал кораблем капитан 3 ранга В.Н.Ерошенко. Первый бой лидер
принял под Одессой 22 августа 1941 года. 25-28 ноября 1941 года "Ташкент" вместе
с эсминцами "Сообразительный" и "Способный" успешно выполнил ответственное правительственное
задание по конвоированию от Батуми к Босфору ледокола "Анатас Микоян", танкеров
"Туапсе", "Сахалин" и "Варлаам Аванесов", направляющихся с Черного моря на Дальний
Восток. Помощь сражающемуся Севастополю на долгое время стала одной из
основных задач Черноморского флота. В эту славную и трагическую главу истории
Великой Отечественной войны имя “Ташкент” навечно вписано золотыми буквами. “Голубой
крейсер” помнят и бойцы морской пехоты, доставленные на его борту в Севастополь,
и воины Приморской армии, не раз ощущавшие поддержку артиллерии лидера, и команды
спасенных им транспортных судов. Защитникам города требовалось постоянно
подвозить подкрепление, оружие, боеприпасы, горючее и продовольствие. Скоростные
и маневренные качества "Ташкента" вкупе с мощным зенитным вооружением
давали возможность успешно обороняться от вражеской авиации, а полный запас топлива,
равный 1170 т, позволял каждый раз оставлять севастопольцам не менее его половины.
Сравнительно просторные внутренние помещения могли принять значительное количество
грузов. Так, в одном из рейсов в кубриках разместили около тридцати (!) железнодорожных
вагонов боеприпасов - и это сверх уже имевшейся перегрузки в 700 т. Правда, оказавшись
в штормовом море, корабль уже не смог всходить на волну, и масса обрушившейся
на полубак воды продавила палубу в районе 1-го кубрика. Из образовавшихся щелей
началась течь, но аварийная партия быстро справилась с повреждениями. В
период второго наступления гитлеровцев на Севастополь, находясь на главной базе,
корабль почти непрерывно поддерживал защитников города артиллерийским огнем. 22-24
декабря лидер "Ташкент" выпустил 800 снарядов главного колибра. В 2 часа 27 июня
1942 года , приняв на борт 2300 раненых и эвакуирующихся и погрузив на борт художественные
полотна знаменитой Севастопольской панорамы, лидер последним из надводных кораблей
флота покинул родной город. 86 немецких самолетов преследовали корабль в течение
четырех с лишним часов, сбросив на него 336 бомб. Умелыми маневрами командиру
"Ташкента" удалось избежать прямых попаданий, но все же от близких взрывов у лидера
заклинило руль и затопило ряд первое котельное отделение. На помощь лидеру
командование выслало пару Пе-2, которые сумели отогнать самолеты люфтваффе, а
вскоре появились и вышедшие из Новороссийска корабли, в том числе эсминцы “Сообразительный”
и “Бдительный”. Передав им раненых бойцов и мирных жителей, “Ташкент” своим ходом
прибыл в Цемесскую бухту. За массовый героизм, проявленный во время последнего
перехода, весь экипаж был представлен к правительственным наградам, а командиру
В. Ерошенко и комиссару Г. Коновалову вручили ордена Ленина. 1 июля 1942 года
корабль посетил командующий Кавказским фронтом маршал С. М. Буденный. В своем
выступлении перед экипажем он сказал, что “...такими бойцами может гордиться вся
наша армия”, и обещал ходатайствовать о присвоении “Ташкенту” гвардейского звания.
Но на следующий день, 2 июля 1942 года около 12 часов дня стоявший у Элеваторного
причала корабль внезапно атаковали около 30 зашедших со стороны суши вражеских
“юнкерсов”. “Ташкент”, получив два прямых попадания, лег на грунт. Из находившихся
на борту 344 человек экипажа 76 погибли и 77 были ранены. Возвратиться
в строй “Ташкенту” не удалось. Водолазы, осмотрев корабль, сняли с него все ценное
оборудование, в том числе и зенитную 76-мм артустановку, которая позже вернулась
на намеченный к достройке “Огневой”. Сам же лидер так и остался лежать у пирса.
Поднять его оказалось возможным только после освобождения Новороссийска,
уже в 1944 году. Обследование показало, что восстанавливать корабль нецелесообразно
- слишком тяжелы были повреждения. “Ташкент” отбуксировали в Николаев и после
войны разобрали на металл. Список погибшего 30.08.1941 г. личного состава
лидера эсминцие "Ташкент" (взрыв вражеской авиабомбы): - Ткачев
Иван Герасимович - 1914 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения кот. машин.;
- Лысенко Яков Кириллович - 1915 г.р., старший краснофлотец, машин. турб.;
- Беневольский Николай Александрович - 1920 г.р., краснофлотец, котельн. машин.;
- Пирогов Степан Федорович - 1915 г.р., краснофлотец, машин. турб. Этим
кораблем в разное время командовали: - капитан 3 ранга / капитан 2 ранга Ерошенко
В.Н. (02.1941 - 02.07.1942). |