ТТД:
Водоизмещение: 102,5 т.
Размеры: длина - 46,8 м, ширина - 3,94 м, осадка
- 2,34 м.
Скорость полного хода: 19,03 узла.
Дальность плавания: 450 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 1 огнетрубный котел, 1 вертикальная
паровая машина тройного расширения, 1000 л.с,
1 винт.
Вооружение: 1х2 палубный торпедный аппарат, 2х1
37-мм орудия, 1 7.62-мм пулемет
с 1914 г.: 2х1 47-мм орудия, 2х1 37-мм орудия,
1 7,62-мм пулемет.
Экипаж: 20 чел.
История корабля:
В конце 80-х годов XIX века было принято решение
о постройке серии недорогих миноносцев по образцу
"Ревеля" и "Свеаборга". В
отличие от прототипа они должны были иметь увеличенную
боевую рубку, машину тройного расширения, один
носовой и два поворотных палубных мин ных аппарата.
Котлы решили сохранить локомотивные с дымогарными
трубками.
В сентябре 1889 года завод Крейтона разработал
эскизный проект. Длина по ватерлинии была сохранена,
как у прототипа, 46,8 м . Для обеспечения остойчивости
и удобства минных аппаратов ширина по ватерлинии
увеличена с 3,75 до 3,92 м , а по верхней палубе
с 1,83 до 2,5 м . Носовые обводы сделаны более
острыми, прямой форштевень заменен таранным. Осадка
с винтом уменьшилась до 2,21 м , водоизмещение
осталось прежним. При рассмотрении проекта в феврале
1890 года было решено оставить только один палубный
минный аппарат, так как была выявлена ненадежность
стрельбы из аппаратов, установленных вблизи кормовой
оконечности.
Толщина наружной обшивки выше ватерлинии в районе
машинного и котельного отделений, шпунтового пояса
под ними и верхней палубы составляла 5, у торпедного
аппарата - 6,3, в остальных местах - 3 и 4 мм
. Восемь водонепроницаемых переборок имели толщину
2-3 мм. Проектная индикаторная мощность машины
1000 л . с. при частоте вращения 325-350 об/мин,
рабочее давление котла 12,6 атм, его запас прочности
- четырехкратный.
В проекте использована основная конструктивная
особенность прототипа - эллипсовидные шпангоуты,
образовывавшие характерные, заваленные внутрь
покатые борта. Однако общее расположение из-за
увеличенных размеров машины тройного расширения
и поворотного аппарата на верхней палубе претерпело
существенные изменения. Проект разрабатывался
по существу заново. Заказ разделили между заводами
Крейтона в Або и Ижорским (по два корабля). По
разработанному ижорцами проекту их корабли имели
существенные отличия, как от прототипа, так и
от крейтоновских кораблей.
18 мая 1891 года корабли, строившиеся в Або (Турку,
Финляндия), получили названия "Даго"
и "Котка". Корабли обладали восемью
водоепроницаемыми переборками. Первый отсек между
форштевнем и 3 шпангоутом образовывал таранное
отделение. Второй отсек - отделение носового руля,
между 3 и 9 шп. Третий отсек между 9 и 31 шп.
- жилое помещение, служившее одновременно и минным
отделением. Полупереборкой, приклепанной к 15
шп., отсек делился на 2 части. Четвертый отсек
между 31 и 35 шп. - отделение перед котельным
отсеком. Пятый отсек между 35 и 55 шп. - котельное
отделение. Шестой отсек между 55 и 66 шпанг. -
машинное отделение. Седьмой отсек между 66 и 77
шп. - в нем размещались каюты офицеров и кают-компания.
Восьмой отсек между 77 и 87 шпг. - каюта командира,
ахтер-люк и отделение для снарядов. Девятый отсек
между 87 шп. и ахтерштевнем - был предназначен
для хранения шкиперских запасов.
В качестве водоотливных средств на корабле имелись
три эжектора по 150 тн., три эжектора по 80 тн.,
циркуляционная помпа на 80 тонн/час. На миноносце
имелось 3 мачты, 2 якоря. Расход угля на полном
ходу составлял 960 кг/час.
Миноносец "Котка" был спущен на воду
весной 1891 г. Вступил в строй в 1892 г.
В августе 1894 года "Котка" в составе
отряда кораблей была отправлена на Дальний Восток.
Однако, в связи с необходимостью ремонта серьезных
неисправностей котла, была вынуждена остаться
в составе эскадры Средиземного моря. В апреле
1895 года она совершила самостоятельный переход
из Пирея (Греция) в Севастополь и 25.03.1895 г.
вошла в состав Черноморского флота. Тогда же "Котка"
получила вместо названия номер № 256.
В 1908 году миноносец прошел капитальный ремонт,
на нем установили новый локомотивный котел. В
сентябре 1914 года корабль уже как посыльное судно
был выведен из резервного дивизиона миноносцев
и приписан к воздушному району службы связи Черноморского
флота. На нем был оставлен палубный минный аппарат
и установлены по два 47- и 37-мм орудия и пулемет.
В задачу его команды входили наблюдение за полетами
гидросамолетов над морем и помощь при подготовке
к полетам, при авариях и т. д.
Во время Первой мировой войны судно сопровождало
самолеты, регулярно вылетавшие в море для разведочной
и охранной службы на подходе к главной базе Черноморского
флота. 25 октября 1914 года подобрал в море и
привел в базу гидросамолет "М-15", сбитый
крейсером "Бреслау".
С 2 июля 1915 года судно носило имя "Летчик".
29 сентября его переименовали в посыльное судно
№ 4 и зачислили в 1-й дивизион посыльных судов.
16 декабря 1917 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. С марта 1918 года находился
в Севастопольском военном порту на долговременном
хранении. 1 мая 1918 года был захвачен германскими
войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими
интервентами. 3 апреля 1919 года убыл из Севастополя
в Новороссийск и 3 мая 1919 года вошел в состав
морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года оставлен
врангелевцами при эвакуации из Севастополя. На
следующий день был захвачен частями РККА и в декабре
1920 года включен в состав Морских сил Черного
моря.
Прошел капитальный ремонт с декабря 1920 года
по 17 апреля 1921 года. 2 февраля 1922 года законсервирован
и сдан Главному военному порту Морских сил Черного
моря на хранение и 1 марта 1922 года был исключен
из списков судов Морских сил Черного моря. В 1924
году передан "Комгосфондов" для разборки.
Переименования корабля: с 02.07.1915 г. - "Летчик",
с 29.09.1916 г. - "Посыльное судно № 4".
|