| ТТД:Водоизмещение: 300 т.
 Размеры: длина - 60 м, ширина - 5,64 м, осадка - 1,98 
                        м.
 Скорость полного хода: 24 узла.
 Дальность плавания: 900 миль при 12 узлах.
 Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного 
                        расширения, 4 котла, 2 винта, 3500 л.с.
 Вооружение: 2х1 75-мм орудия, 2 7,62-мм пулемета, 2 надводных 
                        457-мм торпедных аппарата, 12 мин заграждения.
 Экипаж: 62 чел.
 История корабля:  Заказан в рамках судостроительной программы 
                                1895 года. В отличии от своего прототипа (миноносца 
                                типа "Сокол") имел более прочный корпус за счет 
                                установки добавочных стрингеров в районе машинных 
                                и котельных отделений, и увеличенной толщины обшивки 
                                корпуса.Также несколько разнилось внутренне расположение 
                                (особенно размещение угольных бункеров) и вспомогательное 
                                оборудование.  Контракт был заключен 24 ноября 1898 года. Серия этих 
                        кораблей для Черноморского флота строилась неразборными 
                        и имели котлы как для нефтяного, так и для угольного отопления. 
                        По соглашению с Турецким правительством прошли Черноморские 
                        проливы в разоруженном состоянии. Заложен в августе 1899 года на судоверфи завода "В. Крейтон 
                        и Ко" в Санкт-Петербурге, 23 ноября 1899 года зачислен 
                        в списки судов Черноморского флота. Спущен на воду 2 августа 
                        1901 года, вступил в строй в сентябре 1902 года.  В период с сентября 1902 по январь 1903 года совершил 
                        переход с Балтики в Севастополь. Прошел капитальный ремонт 
                        корпуса и механизмов в 1909 году на Николаевском адмиралтейском 
                        заводе с заменой трубок в котлах. Кроме того, на верхнюю 
                        палубу был вынесен камбуз, поставлены мостик и штурманская 
                        рубка, деревянная внутренняя обшивка заменена на железную.  В 1915 году повторный ремонт с переоборудованием в тральщик 
                        (с удалением оборудования для постановки мин). В период 
                        первой мировой войны участвовал в набеговых операциях 
                        на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную 
                        и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал 
                        набеговые и минно-заградительные действия других сил флота, 
                        проводил за тралами тяжелые корабли, оказывал артиллерийскую 
                        поддержку сухопутным войскам.  С 10 января по 16 февраля 1916 года участвовал в Эрзерумской 
                        и с 5 января по 18 апреля 1916 года Трапезундской наступательных 
                        операциях. Совместно с другими кораблями уничтожил несколько 
                        парусников, а 2 апреля 1915 года в районе бухты Сумене 
                        таранным ударом повредил германскую подводную лодку "U 
                        33".  29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского 
                        флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном 
                        порту на долговременном хранении. 1 мая 1918 года был 
                        захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года - 
                        англо-французскими интервентами.  3 апреля 1919 года убыл из Севастополя в Новороссийск 
                        и 3 мая 1919 года был включен в состав белогвардейских 
                        морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года оставлен в 
                        неисправном состоянии врангелевцами, при эвакуации из 
                        Севастополя в Стамбул, на следующий день был захвачен 
                        частями РККА и в декабре 1920 года, после постановки на 
                        ремонт, включен в состав Морских сил Черного моря.  В 1921-1923 гг. восстановлен и 10 июля 1923 года вновь 
                        введен в строй. С 31.12.1922 года получил новое название 
                        - "Марти".  9 февраля 1926 года переклассифицирован в посыльное 
                        судно и переведен в бригаду подводных лодок Морских сил 
                        Черного моря.  20 июля 1929 года исключен из списков судов РККФ с передачей 
                        Рудметаллторгу для разборки.  |