ТТД:
Водоизмещение: 300 т.
Размеры: длина - 60 м, ширина - 5,64 м, осадка - 1,98
м.
Скорость полного хода: 24 узла.
Дальность плавания: 900 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного
расширения, 4 котла, 2 винта, 3500 л.с.
Вооружение: 2х1 75-мм орудия, 2 7,62-мм пулемета, 2 надводных
457-мм торпедных аппарата, 12 мин заграждения.
Экипаж: 62 чел.
История корабля:
Заказан в рамках судостроительной программы
1895 года. В отличии от своего прототипа (миноносца
типа "Сокол") имел более прочный корпус за счет
установки добавочных стрингеров в районе машинных
и котельных отделений, и увеличенной толщины обшивки
корпуса.Также несколько разнилось внутренне расположение
(особенно размещение угольных бункеров) и вспомогательное
оборудование.
Контракт был заключен 24 ноября 1898 года. Серия этих
кораблей для Черноморского флота строилась неразборными
и имели котлы как для нефтяного, так и для угольного отопления.
По соглашению с Турецким правительством прошли Черноморские
проливы в разоруженном состоянии.
Заложен в августе 1899 года на судоверфи завода "В. Крейтон
и Ко" в Санкт-Петербурге, 23 ноября 1899 года зачислен
в списки судов Черноморского флота. Спущен на воду 2 августа
1901 года, вступил в строй в сентябре 1902 года.
В период с сентября 1902 по январь 1903 года совершил
переход с Балтики в Севастополь. Прошел капитальный ремонт
корпуса и механизмов в 1909 году на Николаевском адмиралтейском
заводе с заменой трубок в котлах. Кроме того, на верхнюю
палубу был вынесен камбуз, поставлены мостик и штурманская
рубка, деревянная внутренняя обшивка заменена на железную.
В 1915 году повторный ремонт с переоборудованием в тральщик
(с удалением оборудования для постановки мин). В период
первой мировой войны участвовал в набеговых операциях
на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную
и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал
набеговые и минно-заградительные действия других сил флота,
проводил за тралами тяжелые корабли, оказывал артиллерийскую
поддержку сухопутным войскам.
С 10 января по 16 февраля 1916 года участвовал в Эрзерумской
и с 5 января по 18 апреля 1916 года Трапезундской наступательных
операциях. Совместно с другими кораблями уничтожил несколько
парусников, а 2 апреля 1915 года в районе бухты Сумене
таранным ударом повредил германскую подводную лодку "U
33".
29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского
флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном
порту на долговременном хранении. 1 мая 1918 года был
захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года -
англо-французскими интервентами.
3 апреля 1919 года убыл из Севастополя в Новороссийск
и 3 мая 1919 года был включен в состав белогвардейских
морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года оставлен в
неисправном состоянии врангелевцами, при эвакуации из
Севастополя в Стамбул, на следующий день был захвачен
частями РККА и в декабре 1920 года, после постановки на
ремонт, включен в состав Морских сил Черного моря.
В 1921-1923 гг. восстановлен и 10 июля 1923 года вновь
введен в строй. С 31.12.1922 года получил новое название
- "Марти".
9 февраля 1926 года переклассифицирован в посыльное
судно и переведен в бригаду подводных лодок Морских сил
Черного моря.
20 июля 1929 года исключен из списков судов РККФ с передачей
Рудметаллторгу для разборки.
|