ТТД: Водоизмещение: 300 т. Размеры: длина
- 60 м, ширина - 5,64 м, осадка - 1,98 м. Скорость полного хода: 24 узла.
Дальность плавания: 900 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 вертикальные
паровые машины тройного расширения, 4 котла, 2 винта, 3500 л.с. Вооружение:
2х1 75-мм орудия, 2 7,62-мм пулемета, 2 надводных 457-мм торпедных аппарата, 12
мин заграждения. Экипаж: 62 чел. История корабля: Заказан
в рамках судостроительной программы 1895 года. В отличии от своего прототипа (миноносца
типа "Сокол") имел более прочный корпус за счет установки добавочных стрингеров
в районе машинных и котельных отделений, и увеличенной толщины обшивки корпуса.Также
несколько разнилось внутренне расположение (особенно размещение угольных бункеров)
и вспомогательное оборудование. Контракт был заключен 24 ноября 1898 года.
Серия этих кораблей для Черноморского флота строилась неразборными и имели котлы
как для нефтяного, так и для угольного отопления. По соглашению с Турецким правительством
прошли Черноморские проливы в разоруженном состоянии. Заложен в августе
1899 года на судоверфи завода "В. Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге, 23 ноября
1899 года зачислен в списки судов Черноморского флота. Спущен на воду 7 сентября
1901 года, вступил в строй в сентябре 1902 года. В период с сентября 1902
по январь 1903 года совершил переход с Балтики в Севастополь. Прошел капитальный
ремонт корпуса и механизмов в 1908 году на Николаевском адмиралтейском заводе
с заменой трубок в котлах. Кроме того, на верхнюю палубу был вынесен камбуз, поставлены
мостик и штурманская рубка, деревянная внутренняя обшивка заменена на железную.
В 1915-1916 гг. повторный ремонт с переоборудованием в тральщик. В период первой
мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, оказывал
артиллерийскую поддержку сухопутным войскам, эскортировал и осуществлял противолодочную
оборону главных сил флота, нес дозорную и конвойную службы. 29 декабря
1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился
в Севастопольском военном порту на долговременном хранении. 1 мая 1918 года был
захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами
и под литерой "N 204" включен в состав британских ВМС. 3 апреля 1919 года
убыл из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919 года был включен в состав белогвардейских
морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года оставлен в неисправном состоянии врангелевцами,
при эвакуации из Севастополя в Стамбул, на следующий день был захвачен частями
РККА и в декабре 1920 года, после постановки на ремонт, включен в состав Морских
сил Черного моря. 12 июля 1921 года вновь введен в строй. С 31.12.1922
года носил новое название - "Лейтенант Шмидт". 29 апреля 1927 года был разоружен
и исключен из списков судов РККФ с передачей Комгосфондов для разборки. Командиры
миноносца: - капитан 2 ранга М.И. Славочинский (14.04.1902 - 17.11.1903); -
капитан 2 ранга К.Х. Ланге (17.11.1903 - 04.11.1906); - капитан 2 ранга С.И.
Шемиот-Гидзгайло (04.11.1906 - 30.04.1907); - капитан 2 ранга Н.Л. Симон (10.08.1907
- 15.12.1908); - капитан 2 ранга Н.Н. Злобин (15.12.1908 - 05.11.1909); -
капитан-лейтенант, с 06.12.1911 капитан 2 ранга А.А. Макалинский 2-й (08.02.1910
- 06.01.1914); - старший лейтенант Б.М. Пышнов 2-й (06.01.1914 - 16.09.1914); -
лейтенант, с 22.03.1915 старший лейтенант К.Ф. Дорожинский 2-й (16.09.1914 - 19.06.1915); -
старший лейтенант С.К. Милашевич 1-й (19.06.1915 - 05.09.1915); - старший лейтенант
П.С. Губонин 2-й (05.09.1915 - 31.03.1916); - старший лейтенант, с 30.07.1916
капитан 2 ранга А.Н. Тихменев 2-й (31.03.1916 - 05.01.1917); - лейтенант, с
28.07.1917 старший лейтенант А.А. Игнатьев 3-й (05.01.1917 - 30.10.1917); -
старший лейтенант В.А. Кукель 2-й (30.10.1917 - 29.03.1918); - старший лейтенант
И.И. Помаскин (1920);. - мичман К.А. Безпальчев (1923). |