ТТД:
Водоизмещение: 450 т.
Размеры: длина - 65,8 м, ширина - 6,4 м, осадка - 2,85
м.
Скорость полного хода: 24 узла.
Дальность плавания: 1370 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины
тройного расширения, 4 котла, 2 винта, 6000 л.с.
Вооружение: 2х1 75 мм орудия, 4х1 7,62-мм пулемета,
2х1 надводных 457-мм торпедных аппарата;
с 1912 года: 2х1 75 мм орудия, 2х1 надводных 457-мм
торпедных аппарата, 18 мин заграждения;
с 1916 года: 2х1 75 мм орудия, 3х1 7,62-мм пулемета,
2х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 18 мин
заграждения
Экипаж: 72 чел.
История корабля:
Заказан в рамках судостроительной программы
на 1882-1902 гг. Первоначально предполагалась
постройка на Балтике, а затем своим ходом - на
Черное море. Однако, из-за больших дипломатических
трудностей связанных с проводкой кораблей через
Босфор и Дарданеллы, Морское ведомство передало
заказ Южным заводам. В соответствии с контрактом
строилися по чертежам 350 тонного миноносца класса
"Буйный". В отличии от прототипа, помещение для
офицеров перепланировали на отдельные каюты, вынесли
на верхнюю палубу камбуз, расширили ходовой мостик,
установили грот-мачту, убрали носовой минный (торпедный)
аппарат, боезапас торпед уменьшили до 4-х и уже
в процессе постройки, калибр торпедных аппаратов
увеличили до 457 мм.
22 марта 1902 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, в 1902 году заложен на стапеле завода "Наваль"
Общества Николаевских заводов и верфей в Николаеве,
спущен на воду весной 1903 года, вступил в строй
в конце 1903 года.
До 10 октября 1907 года классифицировался как
миноносец. Прошел капитальный ремонт корпуса и
механизмов в 1911-1913 гг. на Франко-Русском заводе
в Николаеве, с заменой трубок в котлах и артиллерийского
вооружения.
В период первой мировой войны участвовал в набеговых
операциях на коммуникации и побережье противника,
нес блокадную службу у берегов Турции и Румынии,
оказывал артиллерийскую поддержку приморским флангам
армии в районе Батума, выставлял мины у пролива
Босфор, высаживал разведывательно-диверсионные
группы, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные
действия других сил флота. С 10 января по 16 февраля
1916 года участвовал в Эрзерумской наступательной
операции.
29 декабря 1917 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. В марте 1918 года участвовал
в обороне Одессы. 1 мая 1918 года захвачен в Севастополе
германскими войсками и вскоре, под литерой "R
13", включен в состав ВМС Германии на Черном море,
но в строй не вводился. 24 ноября 1918 года захвачен
в Севастополе англо-французскими интервентами
и в период с 22 по 24 апреля 1919 года, по приказу
английского командования, был полностью выведен
из строя. 29 апреля 1919 года освобожден частями
советского Украинского фронта, но 24 июня 1919
года захвачен белогвардейцами.
После освобождения Севастополя частями РККА в
строй не вводился. В 1923 году сдан "Комгосфондов"
для реализации и 21 ноября 1925 года исключен
из списков судов РККФ.
|