| ТТД:Водоизмещение: 450 т.
 Размеры: длина - 65,8 м, ширина - 6,4 м, осадка - 2,85 
                        м.
 Скорость полного хода: 24 узла.
 Дальность плавания: 1370 миль при 12 узлах.
 Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины 
                                тройного расширения, 4 котла, 2 винта, 6000 л.с.
 Вооружение: 2х1 75 мм орудия, 4х1 7,62-мм пулемета, 
                                2х1 надводных 457-мм торпедных аппарата;
 с 1912 года: 2х1 75 мм орудия, 2х1 надводных 457-мм 
                                торпедных аппарата, 18 мин заграждения;
 с 1916 года: 2х1 75 мм орудия, 3х1 7,62-мм пулемета, 2х1 
                        надводных 457-мм торпедных аппарата, 18 мин заграждения.
 Экипаж: 72 чел.
 История корабля:  Заказан в рамках судостроительной программы 
                                на 1882-1902 гг. Первоначально предполагалась 
                                постройка на Балтике, а затем своим ходом - на 
                                Черное море. Однако, из-за больших дипломатических 
                                трудностей связанных с проводкой кораблей через 
                                Босфор и Дарданеллы, Морское ведомство передало 
                                заказ Южным заводам. В соответствии с контрактом 
                                строилися по чертежам 350 тонного миноносца класса 
                                "Буйный". В отличии от прототипа, помещение для 
                                офицеров перепланировали на отдельные каюты, вынесли 
                                на верхнюю палубу камбуз, расширили ходовой мостик, 
                                установили грот-мачту, убрали носовой минный (торпедный) 
                                аппарат, боезапас торпед уменьшили до 4-х и уже 
                                в процессе постройки, калибр торпедных аппаратов 
                                увеличили до 457 мм.  22 марта 1902 года зачислен в списки судов Черноморского 
                                флота, в 1902 году заложен на эллинге Николаевского 
                                Адмиралтейства в Николаеве, спущен на воду в мае 
                                1904 года, вступил в строй в марте 1905 года. 
                               До 10 октября 1907 года классифицировался как 
                                миноносец. Прошел капитальный ремонт корпуса и 
                                механизмов в 1911-1913 гг. в Лазаревском адмиралтействе 
                                Севастопольского порта, с заменой трубок в котлах 
                                и артиллерийского вооружения.  В период первой мировой войны участвовал в набеговых 
                                операциях на коммуникации и побережье противника, 
                                нес блокадную службу у берегов Турции и Румынии, 
                                оказывал артиллерийскую поддержку приморским флангам 
                                армии в районе Батума, выставлял мины у пролива 
                                Босфор, высаживал разведывательно-диверсионные 
                                группы, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные 
                                действия других сил флота, обеспечивал боевую 
                                деятельность подводных лодок.  29 декабря 1917 года вошел в состав Красного 
                                Черноморского флота. В марте 1918 года поставлен 
                                на капитальный ремонт в мастерские Севастопольского 
                                военного порта, где 1 мая 1918 года был захвачен 
                                германскими войсками и в июля 1918 года, под литерой 
                                "R 11", включен в состав ВМС Германии на Черном 
                                море, но в строй не вводился.  24 ноября 1918 года был захвачен англо-французскими 
                                интервентами, и в период с 22 по 24 апреля 1919 
                                года, по приказу английского командования, был 
                                полностью выведен из строя.29 апреля 1919 года 
                                освобожден частями советского Украинского фронта 
                                и 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. 
                               После освобождения Севастополя частями РККА в 
                                строй не вводился, в 1923 году сдан "Комгосфондов" 
                                для реализации и 21 ноября 1925 года исключен 
                                из состава РККФ.  |