ТТД:
Водоизмещение: 450 т.
Размеры: длина - 65,8 м, ширина - 6,4 м, осадка - 2,85
м.
Скорость полного хода: 24 узла.
Дальность плавания: 1370 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины
тройного расширения, 4 котла, 2 винта, 6000 л.с.
Вооружение: 2х1 75 мм орудия, 4х1 7,62-мм пулемета,
2х1 надводных 457-мм торпедных аппарата;
с 1912 года: 2х1 75 мм орудия, 2х1 надводных 457-мм
торпедных аппарата, 18 мин заграждения;
с 1916 года: 2х1 75 мм орудия, 3х1 7,62-мм пулемета, 2х1
надводных 457-мм торпедных аппарата, 18 мин заграждения.
Экипаж: 72 чел.
История корабля:
Заказан в рамках судостроительной программы
на 1882-1902 гг. Первоначально предполагалась
постройка на Балтике, а затем своим ходом - на
Черное море. Однако, из-за больших дипломатических
трудностей связанных с проводкой кораблей через
Босфор и Дарданеллы, Морское ведомство передало
заказ Южным заводам. В соответствии с контрактом
строилися по чертежам 350 тонного миноносца класса
"Буйный". В отличии от прототипа, помещение для
офицеров перепланировали на отдельные каюты, вынесли
на верхнюю палубу камбуз, расширили ходовой мостик,
установили грот-мачту, убрали носовой минный (торпедный)
аппарат, боезапас торпед уменьшили до 4-х и уже
в процессе постройки, калибр торпедных аппаратов
увеличили до 457 мм.
13 июля 1903 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 17 января 1904 года заложен на стапеле
завода "Наваль" Общества Николаевских заводов
и верфей в Николаеве, спущен на воду в ноябре
1904 года, вступил в строй в августе 1907 года.
До 10 октября 1907 года классифицировался как
миноносец. Прошел капитальный ремонт корпуса и
механизмов в 1911-1913 гг. на Франко-Русском заводе
в Николаеве, с заменой трубок в котлах и артиллерийского
вооружения.
В период первой мировой войны участвовал в набеговых
операциях на коммуникации и побережье противника,
нес блокадную службу у берегов Турции и Румынии,
оказывал артиллерийскую поддержку приморским флангам
армии в районе Батума, выставлял мины у пролива
Босфор, высаживал разведывательно-диверсионные
группы, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные
действия других сил флота. С 10 января по 16 февраля
1916 года участвовал в Эрзерумской наступательной
операции.
29 декабря 1917 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. В начале 1918 года поставлен
на капитальный ремонт в мастерские Севастопольского
военного порта, где 1 мая 1918 года был захвачен
германскими войсками и в июле 1918 года, под литерой
"R 11", включен в состав ВМС Германии на Черном
море. 24 ноября 1918 года был захвачен англо-французскими
интервентами, передан ВМС Греции и переименован
в "Докса".
В апреле 1919 года уведен в порт Измир на Мраморном
море. 12 сентября 1919 года возвращен греческим
командованием белогвардейцам и 21 сентября 1919
года зачислен в состав морских сил Юга России.
14 ноября 1920 года уведен врангелевцами при
эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту,
где 29 декабря 1920 года был интернирован французскими
властями.
29 октября 1924 года признан правительством Франции
собственностью СССР, но из-за сложности международной
обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг.
продан "Рудметаллторгом" частной фирме на слом
и в начале 30-х гг. разобран во Франции на металл.
|