ТТД: Водоизмещение: 380 т. Размеры:
длина - 56,2 м, ширина - 6,5 м, осадка - 2,39 м. Скорость полного хода: 28
узлов. Дальность плавания: 2500 миль при 12 узлах. Силовая установка:
1х10000 л.с. газотурбинная установка УГТУ-2, 2 дизеля по 1200 л.с., 3 вала.
Вооружение: 1х1 85-мм орудие 90К, 1х1 37-мм орудие 70К, 3х2 12,7-мм пулемёта,
РБУ РБМ, 2 бомбомёта БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя (30 глубинных бомб БГБ, 20
глубинных бомб МГБ-20), 18 мин КБ, параван-трал КПТ-1. Экипаж: 52 чел. История
корабля: Большой охотник за подводными лодками пр.122бис (II серия) Наследниками
знаменитых катеров типа МО-4 в послевоенный период стали большие охотники и малые
охотники за подводными лодками новых проектов. Основное назначение этих кораблей
- охрана водного района (чаще всего в районе баз флота). Первой послевоенной программой
военного кораблестроения 1946-1955 годов было предусмотрено строительство несколько
сотен этих кораблей. Прежде всего, было построено более 270 кораблей пр.122А,
пр.122бис. Сам пр.122 разработан еще до Великой Отечественной войны, а разработка
последней его модификации пр.122бис была начата в 1944 году в ЦКБ-51. Главным
конструктором этого корабля был Н.Г.Лощинский, затем Н.Х.Желязков, а после 1948
года - А.В.Кунахович. Новый корабль согласно проекту имел некоторые преимущества
по сравнению с кораблями пр.122А. Добавилась радиолокационная станция, была установлена
более совершенная гидроакустическая станция, усилилось пулеметное вооружение.
За счет упрочнения корпуса, увеличения его ширины и высоты борта мореходность
повысилась с 6-7 баллов до 9, возросла дальность плавания. Эти изменения вызвали
увеличение водоизмещения и снижение скорости хода. Корабли строились двумя
сериями. Первая серия строилась с импортными дизелями Дженерал моторс из США,
а вторая - с менее мощными отечественными. В результате водоизмещение возросло
на 4%, а скорость хода упала с 20 узлов до 19 узлов. На первых кораблях устанавливались
бомбометы БМБ-1, на первых кораблях второй серии устанавливали реактивную бомбометную
установку РБМ, а на последних уже две РБУ-1200. Строительство их велось поточно-позиционным
методом. Это позволяло, например, ССЗ им. Горького (г.Зеленодольск) ежегодно сдавать
флоту по 25-30 кораблей. Кроме этого завода их строительство велось на СМП и СЗЛК.
Вся постройка была завершена к 1955 г. Эти корабли в большом количестве
передавались дружественным странам. Позже все они были переклассифицированы в
малые противолодочные корабли (МПК). Этот проект обладал малой скоростью полного
хода, и по этой причине МПК пр.122 чаще всего использовались в 60-х гг. ХХ века
для несения дозорной службы на рейдах. Большой охотник за подводными лодками
"БО-163" был заложен 14.08.1955 г. в Зеленодольске на ССЗ №340 (заводской
№936), спущен на воду 20.10.1955 г., вошел в состав Каспийской флотилии 26.12.1955
г. В отличии от своих многочисленных собратьев по серии, данный корабль
уже на стадии достройки был модернизирован, получив комбинированную дизель-газотурбинную
установку, что позволило данному кораблю развивать существенно большую скорость
по сравнению со стандартными охотниками за подводными лодками - до 28 узлов против
19 узлов у обычных БО с дизельной ГЭУ. Ускорительная газотурбинная установка УГТУ-2
была установлена в кормовом машинном отделении вместо дизеля 9Д и работала на
среднюю линию вала. Результаты испытаний в дальнейшем частично были использованы
при доводке судовых газовых турбин и кораблей ПЛО проектов 159 и 204. 16.06.1956
г. корабль был перечислен в состав Черноморского флота. 27.12.1956 г. был
переклассифицирован в малый противолодочный корабль и переименован в "МПК-163".
10.09.1964 г. корабль был переклассифицирован в опытовое судно и переименован
в "ОС-39". На ССЗ им. А.М.Горького в г.Зеленодольске корабль
был переоборудован для испытания опускной гидроакустической станции "Шелонь"
для проектируемого малого противолодочного корабля проекта 1124. Для размещения
комплекса ГАС с корабля сняли газотурбинную установку, артиллерийское и противолодочное
вооружение. В 1967 г. испытания комплекса ГАС "Шелонь" были закончены,
впервые в истории отечественного судостроения дальность обнаружения подводных
лодок достигла 40 миль. ВМФ получил на вооружение современный гидроакустический
комплекс, поступивший на вооружение малых противолодочных кораблей проекта 1124.
Следует заметить, что данная ГАС эксплуатируется на кораблях ВМФ до сих пор. 04.11.1970
г. корабль был исключен из состава ВМФ и сдан на слом. |