ТТД: Водоизмещение: 307 т. Размеры:
длина - 52,24 м, ширина - 6,48 м, осадка - 2,28 м. Скорость полного хода:
20 узлов. Дальность плавания: 4100 миль при 8,5 узлах. Силовая установка:
3 дизеля по 1200 л.с., 3 вала. Вооружение: 1х1 85-мм орудие 90К, 2х1 37-мм
орудия 70К, 3х2 12,7-мм пулемёта, РБУ РБМ, 2 бомбомёта БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя
(30 глубинных бомб БГБ, 20 глубинных бомб МГБ-20), 18 мин КБ, параван-трал КПТ-1.
Экипаж: 50 чел. История корабля: Большой охотник за подводными
лодками пр.122бис Наследниками знаменитых катеров типа МО-4 в послевоенный
период стали большие охотники и малые охотники за подводными лодками новых проектов.
Основное назначение этих кораблей - охрана водного района (чаще всего в районе
баз флота). Первой послевоенной программой военного кораблестроения 1946-1955
годов было предусмотрено строительство несколько сотен этих кораблей. Прежде всего,
было построено более 270 кораблей пр.122А, пр.122бис. Сам пр.122 разработан еще
до Великой Отечественной войны, а разработка последней его модификации пр.122бис
была начата в 1944 году в ЦКБ-51. Главным конструктором этого корабля был Н.Г.Лощинский,
затем Н.Х.Желязков, а после 1948 года - А.В.Кунахович. Новый корабль согласно
проекту имел некоторые преимущества по сравнению с кораблями пр.122А. Добавилась
радиолокационная станция, была установлена более совершенная гидроакустическая
станция, усилилось пулеметное вооружение. За счет упрочнения корпуса, увеличения
его ширины и высоты борта мореходность повысилась с 6-7 баллов до 9, возросла
дальность плавания. Эти изменения вызвали увеличение водоизмещения и снижение
скорости хода. Корабли строились двумя сериями. Первая серия строилась с
импортными дизелями Дженерал моторс из США, а вторая - с менее мощными отечественными.
В результате водоизмещение возросло на 4%, а скорость хода упала с 20 узлов до
19 узлов. На первых кораблях устанавливались бомбометы БМБ-1, на первых кораблях
второй серии устанавливали реактивную бомбометную установку РБМ, а на последних
уже две РБУ-1200. Строительство их велось поточно-позиционным методом. Это позволяло,
например, ССЗ им. Горького (г.Зеленодольск) ежегодно сдавать флоту по 25-30 кораблей.
Кроме этого завода их строительство велось на СМП и СЗЛК. Вся постройка была завершена
к 1955 г. Эти корабли в большом количестве передавались дружественным странам.
Позже все они были переклассифицированы в малые противолодочные корабли (МПК).
Этот проект обладал малой скоростью полного хода, и по этой причине МПК пр.122
чаще всего использовались в 60-х гг. ХХ века для несения дозорной службы на рейдах. Большой
охотник за подводными лодками "БО-272" был заложен 12.08.1949 г. в Зеленодольске
на ССЗ №340 (заводской №467), спущен на воду 30.09.1949 г., вошел в состав Каспийской
флотили 04.12.1949 г. 23.04.1951 г. был перечислен в состав Черноморского
флота. 27.12.1956 г. был переклассифицирован в малый противолодочный корабль
с переименованием в "МПК-272". 19.06.1961 г. был разоружен, выведен
из состава ВМФ, и передан Черноморской геофизической экспедиции. Переоборудован
и переклассифицирован в научно-исследовательское судно, с переименованием в "Академик
Сельский". Судно было списано в 1978 г. |