ТТД: Водоизмещение: 240 т. Размеры:
длина - 49 м, ширина - 5,8 м, осадка - 2 м. Скорость полного хода: 23,2 узла.
Дальность плавания: 1750 миль при 12 узлах. Силовая установка: дизельная,
трехвальная, 3300 л.с. Вооружение: 1х76-мм артустановка, 2 37-мм артустановки,
3 12,7-мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 24 глубинные бомбы типа "Б-1"
или 48 типа "М-1". Экипаж: 49 чел. История корабля:
Большой охотник за подводными лодками пр.122а Конструкторское бюро Балтийского
завода в 1938-1939 гг. разработало проект корабля морской пограничной охраны под
№115. Заинтересованное в подобном корабле руководство Наркомата ВМФ поручило конструкторскому
бюро в г.Горьком (ЦКБ-51) переработать его с довооружением гидроакустической станцией
типа "Тамир". Главными конструкторами пр.122а в ЦКБ-51 до 1941 г. являлись
Корнилов К.Д., затем Лощинский Н.Г. В отличие от катеров - малых охотников
типа MO-IV, эти корабли со стальными корпусами были значительно крупнее - их водоизмещение
превышало 200 т. Это позволило усилить состав вооружения, установить одну 76,2-мм
и две 37-мм артиллерийских установки, три 12,7-мм пулемета, бомбосбрасыватели
больших и малых глубинных бомб. В качестве средства подводного наблюдения устанавливалась
первая отечественная подкильная выдвижная гидроакустическая аппаратура "Тамир".
Разработкой пр.122 в ВМФ СССР было положено начало становлению и дальнейшему
развитию кораблей противолодочной обороны, осуществлен переход к созданию специализированного
подкласса более крупных противолодочных кораблей. Большой охотник за подводными
лодками "Марсовый" был заложен в 1940 г. в Зеленодольске на судостроительном
заводе №340 (заводской №344), спущен на воду 1941 г., вступил в строй 04.07.1943
г. Вошел в состав Онежской флотилии. Участвовал в боевых действиях. В июле
1944 г. был переведен по железной дороге на специальном транспортере на Черноморский
флот. Вошел в состав 2-й Варненский дивизион больших охотников ЧФ. 16.04.1951
г. был передан ДОСААФ и переведен в г.Выборг. Сдан на слом в 1969 г. Переименования
большого охотника за подводными лодками: до 09.01.1941 г. - "ОХТ-4",
до 11.04.1942 г. - "Хризолит", с 04.01.1945 г. - "БО-107". |