ТТД: Водоизмещение: 47,2 т. Размеры:
длина - 23,4 м, ширина - 3,9 м, осадка - 1,12 м. Скорость полного хода: 24
узла. Дальность плавания: 1500 миль при 6 узлах, 590 миль при 9 узлах.
Силовая установка: два бензиновых двигателя Паккард, 2400 л.с., 2 вала. Вооружение:
1х1 37-мм орудие 70К (500 выстрелов), 1х1 25-мм автоматическая зенитная установка
84КМ, 2х2 12,7-мм пулемета ДШК (4000 выстрелов), 2 бомбосбрасывателя (4 ГБ БГБ,
8 ГБ МГБ-20) Экипаж: 21 чел. История корабля: Малый охотник
за подводными лодками, тип "ОД-200" Осенью 1935 г. группа конструкторов
приступила к проектированию торпедных катеров со стальным корпусом СМ-3 и СМ-4
(СМ - стальной мореходный) с тремя и четырьмя моторами, другая группа начала проектировать
по тому же заданию катера Д-2 и Д-3 с деревянными корпусами. Летом 1939 г. адмиралу
И.С. Исакову были представлены опытные образцы своих кораблей, после чего была
создана комиссия, приступивша к их испытаниям на Балтике. Испытания Д-3
показали, что этот катер обладает хорошей маневренностью и вполне удовлетворительной
мореходностью. При водоизмещении 40 т и суммарной мощности трех двигателей ГАМ
3600 л. с. он мог дать скорость 48 узлов. Лучшие зарубежные образцы сравнимого
типа достигли такой скорости лишь 15 лет спустя. Вместе с тем Д-3 имел большую
дальность плавания (355 миль против 220 у катера Г-5) и поэтому мог считаться
торпедным катером дальнего действия. Испытания на Черном море подтвердили надежность
и высокие боевые качества катера Д-3, который был принят комиссией и передан соединению
черноморских катерников. Одновременно Наркомат ВМФ выдал промышленности заказ
на несколько десятков катеров такого типа. Еще в предвоенные годы удачные
испытания Д-3 навели известных советских катерников Б. Никитина и Н. Хавина на
мысль создать проект малого охотника за подводными лодками и торпедного катера
в унифицированном корпусе, причем за основу они предлагали взять именно корпус
Д-3. Командование поддержало это предложение, и промышленности был выдан заказ
на проектирование деревянного корпуса, который в зависимости от вооружения мог
быть превращен либо в малый охотник, либо в торпедный катер. Бюро по малотоннажному
судостроению, вошедшее в Балтсудопроект в 1941 г., успешно справилось с заданием:
к 1942 г. группа конструкторов филиалом ЦКБ-32 при Сосновском заводе №640 под
руководством Л.Л. Ермаша спроектировала малый охотник ОД-200 и торпедный катер
ТД-200 в унифицированном деревянном корпусе. Отличительной особенностью последнего
корабля по сравнению с Д-3 была замена торпедного аппарата бортового сбрасывания
трубным, предохранявшим торпеды от обледенения. На одном из эвакуированных заводов
производство деревянных корпусов поставили на поток: их собирали на стапеле из
деталей, изготовленных в цехе по стандартным шаблонам. Кроме деревянного, разрабатывался
также унифицированный стальной корпус, ставший основой для малого охотника ОМ-200
и торпедного катера ТМ-200. Корпус катера деревянный трёхслойный из сосновых
досок с прямой транцевой кормой. Расстояние между шпангоутами (шпация) равнялось
25 см. Палуба прямая по всей длине катера. В середине корпуса находилась бронированная
закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми окнами. Толщина бронирования рубки
составляла 7 мм. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный
телеграф, тахометры, приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет
с картами, авторулевой "Янтарь-2". Непотопляемость катера обеспечивалась
делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков. Силовая установка
механическая, двухвальная с двумя американскими бензиновыми моторами "Паккард"
по 1200 л.с. каждый, с реверс-муфтами, которые обеспечивали передний, задний и
холостой ход и передавали вращение на два винта фиксированного шага обеспечивая
полную скорость до 24 узлов. Двигатели оснащались механическим односкоростным
одноступенчатым наддувом. Катера комплектовались и двумя бензиновыми моторами
"Оско-Форд" по 85 л.с. каждый для обеспечения экономического малого
хода 6 узлов. Большинство механизмов размещалось ниже ватерлинии, что повышало
живучесть катера и не раз спасало экипажи от верной гибели, а "подводный
выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера и обеспечивал внезапность и скрытность
действий, особенно ночью. Всего за время войны было выпущено около 60 единиц,
после войны выпускалась уже модифицированная версия ОД-200Б, получившая отечественные
дизеля вместо американских Паккардов, а так же бронещит вокруг 37-мм автомата.
Всего с 1943 г. по 1947 г. было построено 140 катеров данного проекта. Морской
охотник "МО-379" был заложен на судостроительном №640 (Сосновка) в 1943
г. (заводской №116). Спущен на воду в феврале 1944 г., вступил в строй 11.05.1944
г. и 17.06.1944 г. включен в состав Черноморского флота. 30.04.1948 г.
был выведен из боевого состава и законсервирован, а 29.09.1950 г. исключен из
состава ВМФ и передан заводу №382 МПС для использования в качестве плавсредства.
|