ТТД:
Водоизмещение: 56 т.
Размеры: длина - 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка
- 1,48 м.
Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах.
Силовая установка: три бензиновых двигателя ГАМ-34,
2250 л.с.
Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм
пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20
малых глубинных бомб, 4 мины типа "Р-1"
или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел.
История корабля:
Морской охотник, тип "МО-4".
Разработка проекта малого охотника типа МО была
начата в 1933 г. по заданию Главного штаба ВМФ
и Главного управления пограничных войск НКВД СССР.
По выданному заданию катер предназначался в мирное
время для несения сторожеовй службы в составе
соединений морпогранохраны, а в военное время
- для борьбы с подводными лодками противника.
Группа конструкторов под руководством Л. Л.
Ермаша спроектировала первый вариант катера, названного
МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта
завершилось в 1936 году.
В этом же году появился более совершенный катер
типа МО-4; в отличие от МО-2 у него не было среза
палубы в корме, а борт был на 100 мм ниже. Только
в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось
42 "морских охотника".
Впервые эти деревянные сторожевые катера появились
у пограничников, но высокие качества - мореходность,
скорость, маневренность - открыли им широкую дорогу.
После некоторой модификации и установки противолодочного
вооружения они стали истребителями подводных лодок,
знаменитыми "морскими охотниками".
Катер имел трехслойную деревянную обшивку с
прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых
отсеков делали его удивительно непотопляемым -
бывали случаи, когда катера приходили на базу
даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя
обеспечивали высокий ход и надежное управление.
Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не
опрокидывался в шторм, легко всходил на волну,
"подводный выхлоп" у двигателей уменьшал
шум катера - все это было очень важно для внезапных
и скрытных действий, особенно ночью. Размещение
большинства механизмов ниже ватерлинии способствовало
повышению живучести новых катеров, и это не раз
спасало их экипажи от верной гибели.
Великая Отечественная война расширила сферу боевого
применения охотников. С первых и до последних
дней войны эти корабли несли различную боевую
службу. "Морские охотники" высаживали
десант и разведчиков в тылах противника, подавляли
огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли
протраленные фарватеры; совместно с торпедными
катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую
вступая в неравный бой с катерами фашистов и их
самолетами. Наконец, МО охраняли транспорты в
конвоях, сопровождали подводные лодки до точки
погружения и встречали их после похода.
Морской охотник "МО-4" был заложен
осенью 1941 г. (заводской №6), спущен на воду
весной 1942 г., вступил в строй 18.06.1942 г.
и 16.11.1942 г. был включен в состав Волжской
флотилии.
19.01.1943 г. перечислен в Онежскую флотилии,
с 03.02.1943 г. - в Азовскую флотилии, а 15.05.1943
г. возвращен в Волжскую флотилию.
25.09.1943 г. отправлен по железной дороге в
Ейск и 24.10.1943 г. катер вошел в состав Черноморского
флота.
Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной
операции (31.10-11.12.1943 г.).
Погиб 02.11.1943 г. (по другим данным 11-12.12.1943
г.) от подрыва на мине в Керченском проливе.
Переименования катера: с 03.02.1943 г. - СКА
№0812, с 13.04.1943 г. - СКА №0110, с 26.10.1943
г. - СКА №04, с 25.11.1943 г. - СКА №064.
|