ТТД: Водоизмещение: 56 т. Размеры: длина
- 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка - 1,48 м. Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах. Силовая установка: 3 бензиновых
ДВС ГАМ-34, 2250 л.с. (3 х 635 кВт). Вооружение: Вооружение: 2х1 45 мм артустановки,
2х1 12,7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб,
4 мины типа "Р-1" или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел. История корабля: Морской охотник, тип "МО-4" Разработка
проекта малого охотника типа МО была начата в 1933 г. по заданию Главного штаба
ВМФ и Главного управления пограничных войск НКВД СССР. По выданному заданию катер
предназначался в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений
морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными лодками противника.
Группа конструкторов под руководством Л.Л. Ермаша спроектировала первый вариант
катера, названного МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта завершилось
в 1936 году. В этом же году появился более совершенный катер типа МО-4; в отличие
от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100 мм ниже.
Впервые эти деревянные сторожевые катера появились у пограничников, но высокие
качества - мореходность, скорость, маневренность - открыли им широкую дорогу.
После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они стали
истребителями подводных лодок, знаменитыми "морскими охотниками". Только
в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 "морских охотника".
Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Девять
водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым - бывали случаи,
когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя
обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были и обводы корпуса.
Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну, "подводный
выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень важно для внезапных
и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии
способствовало повышению живучести новых катеров, и это не раз спасало их экипажи
от верной гибели. Великая Отечественная война расширила сферу боевого применения
охотников. С первых и до последних дней войны эти корабли несли различную боевую
службу. "Морские охотники" высаживали десант и разведчиков в тылах противника,
подавляли огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли протраленные фарватеры;
совместно с торпедными катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую вступая
в неравный бой с катерами и самолетами противника. Катера охраняли транспорты
в конвоях, сопровождали подводные лодки до точки погружения и встречали их после
похода. Морской охотник "ПК-100" был построен в 1939 г. (заводской
№92). До 01.08.1939 г. входил в состав 37-го Батумского морпогранотряда, до 23.06.1941
г. - 3-го Черноморского ОПС (Очамчира). 22.06.1941 г. вошел в оперативное
подчинение, а 19.07.1941 г. организационно был включен в состав Черноморского
флота. 26.12.1941 г. при высадке десанта поврежден прямым попаданием мины,
вышли из строя двигатели, возник пожар, но катер остался на плаву и был отбуксирован
в п. Комсомольск на ремонт. 17.03.1943 г. при выполнении боевого задания
по конвоированию из Геленджика к мысу Мысхако каравана мелких судов с войсками
и грузом по неизвестной причине взорвался и затонул в точке Ш 44" 35.6´
N и Д 37" 51´ E. Погибли 20 человек, включая командира старшего лейтенанта
Ф.И. Вечного, спасено 3 чел. Переименования катера: до 09.01.1941 г. -
ПК-296, с 17.12.1941 г. - СКА №088. |