ТТД: Водоизмещение: 50 т. Размеры: длина
- 26,2 м, ширина - 3,85 м, осадка - 1,5 м. Скорость полного хода: 25 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах. Силовая установка: три бензиновых
двигателя АМ-34К, 2250 л.с., 3 вала. Вооружение: 2х1 45-мм орудия 21-К, 2х1
12,7-мм пулемета ДШК, 2 бомбосбрасывателя, 8 глубинных бомб "Б-1", 2
глубинные бомбы "М-1", 4 мины. Экипаж: 16 чел. История
корабля: Пограничный катер, тип "МО-2" Малые охотники
типа МО-2 были спроектированы по заданию Главного штаба ВМФ и Главного управления
пограничных войск НКВД СССР под руководством В.И. Тягунова. Разработка проекта
началась в 1933 г., катера предназначались в мирное время для несения сторожевой
службы в составе соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с
подводными лодками противника, а так же охраны водного района. Катер имел
деревянный корпус с трёхслойной обшивкой из сосновых досок с прокладками из перкаля
и задним срезом верхней палубы. Надстройка состаяла из боевой рубки и открытого
ходового мостика. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми
переборками на 9 отсеков. Спасательные средства на катерах представлены одной
четырёхвёсельной шлюпкой, расположенной в корме на палубе. Силовая установка
механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми моторами с реверс-муфтами, которые
обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три винта
фиксированного шага, обеспечивая полную скорость до 25 узлов. Вид топлива - бензин
марки Б-70. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии повышало живучесть
катера, что не раз спасало экипажи от верной гибели, а "подводный выхлоп"
у двигателей уменьшал шум катера, что было важно для внезапных и скрытных действий,
особенно ночью. Начиная с 1934 г. на ленинградской Судоверфи морпогранохраны
велось строительство для частей морпогранохраны малых охотников типа МО-2, имевших
в качестве главных двигателей - три мотора АМ-34К по 675 л.с. или три мотора ГАМ-34БС
по 850 л.с. Всего по данному проекту было построено 27 единиц. Пограничный
катер "ПК-258" был построен в 1935-1936 гг. До 30.08.1940 входил в состав
26-го Одесского морского пограничного отряда (морпограно-тряда), до 21.02.1941
- 1-го Черноморского ОПС (Одесса), до 23.06.1941 - 4-го Черноморского ОПС (Килия).
09.01.1941 г. был переименован в "ПК-115". 22.06.1941 г.
вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав
Черноморского флота. 04.09.1941 г. был переименован в СКА №0112. 01.07.1942
на переходе в Севастополь катер был атакован германской авиацией, погиб командир
старший лейтенант Е.А. Корзун. В ночь на 02.07.1942 г., имея на борту командира
109-й дивизии генерал-майора П.Г. Новикова, других командиров и эвакуируемых из
Севастополя бойцов в количестве 70 человек, на переходе в Новороссийск вместе
со СКА №0124 был атакован германскими торпедными катерами S-27, S-28, S-40, S-102
при поддержке авиации. В результате боя личный состав понес большие потери, из-за
повреждений СКА №0112 катер потерял ход. Немецкий катер S-28 снял с СКА №0112
оставшихся в живых 16 человек, включая генерала П.Г. Новикова, а сам катер затопили.
|