Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Морские охотники

 

 
 
 
     
   

Морской охотник "ПК-125"

 
 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 56 т.
Размеры: длина - 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка - 1,48 м.
Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах.
Силовая установка: три бензиновых двигателя ГАМ-34, 2250 л.с.
Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа "Р-1" или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел.

История корабля:
Морской охотник, тип "МО-4".

Разработка проекта малого охотника типа МО была начата в 1933 г. по заданию Главного штаба ВМФ и Главного управления пограничных войск НКВД СССР. По выданному заданию катер предназначался в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными лодками противника.

Группа конструкторов под руководством Л.Л. Ермаша спроектировала первый вариант катера, названного МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта завершилось в 1936 году. В этом же году появился более совершенный катер типа МО-4; в отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100 мм ниже.

Впервые эти деревянные сторожевые катера появились у пограничников, но высокие качества - мореходность, скорость, маневренность - открыли им широкую дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они стали истребителями подводных лодок, знаменитыми "морскими охотниками". Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 "морских охотника".

Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым - бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну, "подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и это не раз спасало их экипажи от верной гибели.

Великая Отечественная война расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны эти корабли несли различную боевую службу. "Морские охотники" высаживали десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую вступая в неравный бой с катерами и самолетами противника. Катера охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные лодки до точки погружения и встречали их после похода.

Морской охотник "ПК-125" был построен в 1938 г. (заводской №51). Входил в состав 32-го Новороссийского морпогранотряда, затем 26-го Одесского морпогранотряда, с августа 1940 г. - в состав 1-го Черноморского ОПС (Одесса).

22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно был включен в состав Черноморского флота.

Участвовал в боях на Дунае в июне-июле 1941 г. 28.06.1941 г. сбил два самолета противника. 19.06.1942 г. при спасении экипажа потопленного теплохода "Белосток" поврежден авиацией.

При высадке десанта в Южную Озерейку в феврале 1943 г. старшина 2 статьи Орлов и матрос Потапов спрыгнули в море и, стоя по грудь в ледяной воде под пулеметно-минометным огнем противника, держали на плечах трап, пока не был высажен десант и выгружено снаряжение. За проявленные мужество и героизм старшина 2 статьи Орлов был награжден орденом Красного Знамени, матрос Потапов - орденом Красной Звезды.

25.03.1943 г. находился в охранении транспорта "Ахеллион" на рейде Фальшивого Геленджика (Дивноморска). При внезапном налете группы из 30-50 самолетов получил тяжелые повреждения от разорвавшихся вблизи бомб. Орудийные расчеты сбили три самолета, катер сильно пострадал: разбиты ходовой мостик и рубка, радиостанция, всего получено около 1500 пробоин. В разгар боя старшине 2 статьи Куропятникову осколком бомбы оторвало по локоть левую руку, он был ранен в грудь и голову, но продолжал вести огонь по самолетам из пулемета. Увидев, что на корме воспламенились дымшашки и огонь подбирается к глубинным бомбам, Куропятников ползком добрался до места пожара, зубами развязал крепление и сбросил дымшашки в море. Корабль прибыл в базу в аварийном состоянии под одним двигателем. За отвагу и героизм, проявленные в этом бою, весь экипаж получил правительственные награды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.06.1943 г. старшине 2 статьи Г.А. Куропятникову присвоено звание Героя Советского Союза. Командир катера старший лейтенант П.П. Сивенко был награжден орденами Красного Знамени и "За выдающуюся службу" США. Согласно приказу Наркома ВМФ от 25.06.1943 СКА №065 удостоился звания "гвардейский". Погибшие в бою помощник командира лейтенант Я.А. Мазлер и краснофлотец И.Н. Перевозников были навечно зачислены в списки экипажа.

21.06.1945 г. возвращен пограничным войскам, вошел в состав 1-го Черноморского ОПС (Очамчира).

11.11.1957 г. был исключен из состава МЧПВ, сдан для демонтажа и реализации.

Переименования катера:

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте