ТТД: Водоизмещение: 56 т. Размеры: длина
- 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка - 1,48 м. Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах. Силовая установка: три бензиновых
двигателя ГАМ-34, 2250 л.с. Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм
пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа
"Р-1" или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г. Экипаж: 22
чел. История корабля: Морской охотник, тип "МО-4".
Разработка проекта малого охотника типа МО была начата в 1933 г. по заданию
Главного штаба ВМФ и Главного управления пограничных войск НКВД СССР. По выданному
заданию катер предназначался в мирное время для несения сторожевой службы в составе
соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными лодками
противника. Группа конструкторов под руководством Л.Л. Ермаша спроектировала
первый вариант катера, названного МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта
завершилось в 1936 году. В этом же году появился более совершенный катер типа
МО-4; в отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100
мм ниже. Впервые эти деревянные сторожевые катера появились у пограничников,
но высокие качества - мореходность, скорость, маневренность - открыли им широкую
дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они
стали истребителями подводных лодок, знаменитыми "морскими охотниками".
Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 "морских
охотника". Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками
из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым
- бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля
и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были
и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну,
"подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень
важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства
механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и
это не раз спасало их экипажи от верной гибели. Великая Отечественная война
расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны
эти корабли несли различную боевую службу. "Морские охотники" высаживали
десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили
в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили
мины у вражеских берегов, зачастую вступая в неравный бой с катерами и самолетами
противника. Катера охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные лодки
до точки погружения и встречали их после похода. Морской охотник "ПК-125"
был построен в 1938 г. (заводской №51). Входил в состав 32-го Новороссийского
морпогранотряда, затем 26-го Одесского морпогранотряда, с августа 1940 г. - в
состав 1-го Черноморского ОПС (Одесса). 22.06.1941 г. вошел в оперативное
подчинение, а 19.07.1941 г. организационно был включен в состав Черноморского
флота. Участвовал в боях на Дунае в июне-июле 1941 г. 28.06.1941 г. сбил
два самолета противника. 19.06.1942 г. при спасении экипажа потопленного теплохода
"Белосток" поврежден авиацией. При высадке десанта в Южную Озерейку
в феврале 1943 г. старшина 2 статьи Орлов и матрос Потапов спрыгнули в море и,
стоя по грудь в ледяной воде под пулеметно-минометным огнем противника, держали
на плечах трап, пока не был высажен десант и выгружено снаряжение. За проявленные
мужество и героизм старшина 2 статьи Орлов был награжден орденом Красного Знамени,
матрос Потапов - орденом Красной Звезды. 25.03.1943 г. находился в охранении
транспорта "Ахеллион" на рейде Фальшивого Геленджика (Дивноморска).
При внезапном налете группы из 30-50 самолетов получил тяжелые повреждения от
разорвавшихся вблизи бомб. Орудийные расчеты сбили три самолета, катер сильно
пострадал: разбиты ходовой мостик и рубка, радиостанция, всего получено около
1500 пробоин. В разгар боя старшине 2 статьи Куропятникову осколком бомбы оторвало
по локоть левую руку, он был ранен в грудь и голову, но продолжал вести огонь
по самолетам из пулемета. Увидев, что на корме воспламенились дымшашки и огонь
подбирается к глубинным бомбам, Куропятников ползком добрался до места пожара,
зубами развязал крепление и сбросил дымшашки в море. Корабль прибыл в базу в аварийном
состоянии под одним двигателем. За отвагу и героизм, проявленные в этом бою, весь
экипаж получил правительственные награды. Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 24.06.1943 г. старшине 2 статьи Г.А. Куропятникову присвоено звание Героя
Советского Союза. Командир катера старший лейтенант П.П. Сивенко был награжден
орденами Красного Знамени и "За выдающуюся службу" США. Согласно приказу
Наркома ВМФ от 25.06.1943 СКА №065 удостоился звания "гвардейский".
Погибшие в бою помощник командира лейтенант Я.А. Мазлер и краснофлотец И.Н. Перевозников
были навечно зачислены в списки экипажа. 21.06.1945 г. возвращен пограничным
войскам, вошел в состав 1-го Черноморского ОПС (Очамчира). 11.11.1957 г.
был исключен из состава МЧПВ, сдан для демонтажа и реализации. Переименования
катера: |