ТТД: Водоизмещение: 56 т. Размеры: длина
- 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка - 1,48 м. Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах. Силовая установка: три бензиновых
двигателя ГАМ-34, 2250 л.с. Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм
пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа
"Р-1" или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г. Экипаж: 22
чел. История корабля: Морской охотник, тип "МО-4".
Разработка проекта малого охотника типа МО была начата в 1933 г. по заданию
Главного штаба ВМФ и Главного управления пограничных войск НКВД СССР. По выданному
заданию катер предназначался в мирное время для несения сторожевой службы в составе
соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными лодками
противника. Группа конструкторов под руководством Л.Л. Ермаша спроектировала
первый вариант катера, названного МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта
завершилось в 1936 году. В этом же году появился более совершенный катер типа
МО-4; в отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100
мм ниже. Впервые эти деревянные сторожевые катера появились у пограничников,
но высокие качества - мореходность, скорость, маневренность - открыли им широкую
дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они
стали истребителями подводных лодок, знаменитыми "морскими охотниками".
Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 "морских
охотника". Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками
из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым
- бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля
и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были
и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну,
"подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень
важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства
механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и
это не раз спасало их экипажи от верной гибели. Великая Отечественная война
расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны
эти корабли несли различную боевую службу. "Морские охотники" высаживали
десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили
в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили
мины у вражеских берегов, зачастую вступая в бой с катерами и самолетами противника.
Катера охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные лодки до точки погружения
и встречали их после похода. Морской охотник "ПК-144" был построен
в 1936 г. (заводской №3). Входил в состав 26-го морпогранотряда (Одесса), затем
- 32-го морпогранотряда (Новороссийск). 22.06.1941 г. вошел в оперативное
подчинение, а 19.07.1941 г. организационно был включен в состав Черноморского
флота. Участвовал в высадке десанта в Станичку в феврале 1943 г., Новороссийской
(09-16.09.1943 г.) и Керченско-Эльтигенской (31.10-11.12.1943 г.) десантных, Новороссийско-Таманской
(09.09-09.10.1943 г.) и Ясско-Кишиневской (20-29.08.1944 г.) наступательных операциях.
При высадке диверсионной группы 08.02.1943 г. в районе водной станции "Динамо"
получил повреждения от артобстрела противника. 24.04.1943 г. получил повреждения
в бою с ТКА противника в районе Новороссийска. В ходе Керченско-Эльтигенской
операции 01.11.1943 г. при подходе к берегу был сильно поврежден артогнем, погиб
находившийся на борту командир десантного отряда капитан 3 ранга Н.И. Сипягин,
включая десантников, погибло 12 человек, ранен 21 человек. 21.06.1945 г.
возвращен пограничным войскам, вошел в состав 14-го Черноморского ОДСКР (Новороссийск).
27.09.1957 г. был исключен из состава МЧПВ, сдан для демонтажа и реализа-ции.
Переименования катера: до 09.01.1941 г. - ПК-272, с 17.12.1941 г. - СКА
№044, с 21.05.1944 г. - МО-44, с 21.09.1945 г. - ПК-142, с 19.09.1957 г. - ПСКР-34. |