ТТД: Водоизмещение: 56 т. Размеры: длина
- 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка - 1,48 м. Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах. Силовая установка: три бензиновых
двигателя ГАМ-34, 2250 л.с. Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм
пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа
"Р-1" или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г. Экипаж: 22
чел. История корабля: Морской охотник, тип "МО-4".
Разработка проекта малого охотника типа МО была начата в 1933 г. по заданию
Главного штаба ВМФ и Главного управления пограничных войск НКВД СССР. По выданному
заданию катер предназначался в мирное время для несения сторожевой службы в составе
соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными лодками
противника. Группа конструкторов под руководством Л. Л. Ермаша спроектировала
первый вариант катера, названного МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта
завершилось в 1936 году. В этом же году появился более совершенный катер
типа МО-4; в отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на
100 мм ниже. Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось
42 "морских охотника". Впервые эти деревянные сторожевые катера
появились у пограничников, но высокие качества - мореходность, скорость, маневренность
- открыли им широкую дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного
вооружения они стали истребителями подводных лодок, знаменитыми "морскими
охотниками". Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками
из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым
- бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля
и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были
и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну,
"подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень
важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства
механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и
это не раз спасало их экипажи от верной гибели. Великая Отечественная война
расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны
эти корабли несли различную боевую службу. "Морские охотники" высаживали
десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили
в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили
мины у вражеских берегов, зачастую вступая в неравный бой с катерами фашистов
и их самолетами. Наконец, МО охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные
лодки до точки погружения и встречали их после похода. Морской охотник
"ПК-25" был построен в 1937-1938 гг. (заводской №40) вошел в состав
МПО НКВД Дальневосточного погранокруга. 25.04.1944 г. вошел в состав ТОФ. 12.05.1944
г. перечислен в Черноморского флота и 30.07.1944 г. по железной дороге был доставлен
из Владивостока в Поти. 10.07.1954 г. был исключен из состава ВМФ, сдан
для демонтажа и реализации. Переименования катера: с 24.05.1944 г. - "МО-339". |