ТТД: Водоизмещение: 51 т. Размеры: длина
- 26,2 м, ширина - 3,95 м, осадка - 1,28 м. Скорость полного хода: 27 узлов.
Дальность плавания: 430 миль. Силовая установка: три бензиновых двигателя,
1695 л.с., 3 вала. Вооружение: 2х1 45-мм орудия 21-К, 2х1 12,7-мм пулемета
ДШК, 2 бомбосбрасывателя, 8 глубинных бомб "Б-1", 12 глубинных бомб
"БМ-1". Экипаж: 20 чел. История корабля: Малый
охотник, тип "МО-3" Малые охотники типа "МО-2" были
спроектированы по заданию Главного штаба ВМФ и Главного управления пограничных
войск НКВД СССР под руководством В.И. Тягунова. Разработка проекта началась в
1933 г., катера предназначались в мирное время для несения сторожевой службы в
составе соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными
лодками противника, а так же охраны водного района. На четыре малых охотника типа
"МО-2" первой серии в качестве среднего двигателя вместо АМ-34К были
установлены моторы Стерлинг-Викинг (565 л.с.), в связи с чем катерам присвоили
индекс "МО-3". Кроме состава главных двигателей, остальные характеристики
"МО-3" соответствовали типу "МО-2". Катер имел деревянный
корпус с трёхслойной обшивкой из сосновых досок с прокладками из перкаля и задним
срезом верхней палубы. Надстройка состаяла из боевой рубки и открытого ходового
мостика. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками
на 9 отсеков. Спасательные средства на катерах представлены одной четырёхвёсельной
шлюпкой, расположенной в корме на палубе. Силовая установка механическая,
трёхвальная с тремя бензиновыми моторами с реверс-муфтами, которые обеспечивали
передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три винта фиксированного
шага, обеспечивая полную скорость до 25 узлов. Вид топлива - бензин марки Б-70.
Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии повышало живучесть катера, что
не раз спасало экипажи от верной гибели, а "подводный выхлоп" у двигателей
уменьшал шум катера, что было важно для внезапных и скрытных действий, особенно
ночью. Малый охотник "ПК-266" был построен на Ленинградской Судоверфи
морпогранохраны в 1936 г. (заводской №11). До 20.07.1938 г. входил в состав Морской
погранбазы №7 (Баку), до 30.08.1940 г. - 44-го погранотряда, до 23.06.1941 г.
- 1-го Каспийского ОПС (Баку). 09.01.1941 г. был переименован в "ПК-74". С
началом войны включен в состав Каспийской военной флотилии. 25-31.08.1941 г. катер
участвовал в высадке десанта в Иране. 29.07.1942 г. сбил Ju.88. 18.09.1943
г. был перечислен в состав Черноморского флота и 17.10.1943 г. отправлен из Баку
в Поти по железной дороге. С 26.11.1943 г. входил в состав 8-го ДСКА ЧФ,
был переименован в СКА №058. С 21.05.1944 г. числился как "МО-301". 21.06.1945
г. был возвращен пограничным войскам, вошел в состав 114-го Черноморского ОДСКР
(Новороссийск), позднее переведен в состав 1-го Каспийского ОДСКР (Баку). С 21.09.1945
г. - как "ПК-145". 01.11.1950 г. исключен из состава МЧПВ, сдан
для демонтажа и реализации. |