ТТД: Водоизмещение: 56 т. Размеры: длина
- 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка - 1,48 м. Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах. Силовая установка: три бензиновых
двигателя ГАМ-34, 2250 л.с. Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм
пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа
"Р-1" или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г. Экипаж: 22
чел. История корабля: Морской охотник, тип "МО-4".
Разработка проекта малого охотника типа МО была начата в 1933 г. по заданию
Главного штаба ВМФ и Главного управления пограничных войск НКВД СССР. По выданному
заданию катер предназначался в мирное время для несения сторожевой службы в составе
соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными лодками
противника. Группа конструкторов под руководством Л.Л. Ермаша спроектировала
первый вариант катера, названного МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта
завершилось в 1936 году. В этом же году появился более совершенный катер типа
МО-4; в отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100
мм ниже. Впервые эти деревянные сторожевые катера появились у пограничников,
но высокие качества - мореходность, скорость, маневренность - открыли им широкую
дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они
стали истребителями подводных лодок, знаменитыми "морскими охотниками".
Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 "морских
охотника". Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками
из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым
- бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля
и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были
и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну,
"подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень
важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства
механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и
это не раз спасало их экипажи от верной гибели. Великая Отечественная война
расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны
эти корабли несли различную боевую службу. "Морские охотники" высаживали
десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили
в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили
мины у вражеских берегов, зачастую вступая в неравный бой с катерами и самолетами
противника. Катера охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные лодки
до точки погружения и встречали их после похода. Морской охотник "ПК-77"
был построен в 1938 г. на заводе №5 в Ленинграде (заводской №48), вошел в состав
1-го КОПС МПО НКВД Азербайджанского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в состав
Каспийской флотилии. 18.09.1943 г. был перечислен в состав Черноморского
флота и 31.10.1943 г. по железной дороге доставлен из Баку в Поти. 25-31.08.1941
участвовал в высадке десанта в Иране. 19.06.1942 г. при отражении атаки авиации
на Астраханском рейде от взрыва авиабомбы у "ПК-77" оторвало носовую
часть до 33-го шпангоута вместе с пушкой, но умелые действия экипажа позволили
удержать катер на плаву и успешно завершить бой. Катер отбуксирован в Астрахань
и введен в строй. За образцовое выполнение задания командования командир катера
старший лейтенант Н.С. Липовец был награжден орденом Красного Знамени, а экипаж
- медалями. 18.09.1943г. был перечислен в состав ЧФ и 31.10.1943 г. по
железной дороге доставлен из Баку в Поти. Участвовал в Керченско-Эльтигенской
десантной операции (31.10-11.12.1943 г.). 21.06.1945 г. возвращен пограничным
войскам, вошел в состав 14-го Черноморского ОДСКР (Новороссийск). 10.01.1956г.
был исключен из состава МЧПВ, сдан для демонтажа и реализации. Переименования
катера: с 26.11.1943 г. - СКА №028, с 21.05.1944 г. - МО-77, с 21.09.1945 г .
- ПК-144. |