ТТД:
Водоизмещение: 56 т.
Размеры: длина - 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка
- 1,48 м.
Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 3 бензиновых ДВС ГАМ-34, 2250
л.с. (3 х 635 кВт).
Вооружение: Вооружение: 2х1 45 мм артустановки,
2х1 12,7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших
или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа "Р-1"
или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел.
История корабля:
Морской охотник, тип "МО-4".
В конце двадцатых годов ХХ века на вооружение
Военно-Морского Флота СССР поступили сторожевые
катера типа МО-4 и МО-2 (малые "охотники").
Чаще их называли "морскими охотниками".
Это был многочисленный класс кораблей.
Группа конструкторов под руководством Л. Л.
Ермаша спроектировала первый вариант катера, названного
МО-2. Через год появился более совершенный катер;
в отличие от МО-2 у него не было среза палубы
в корме, а борт был на 100 мм ниже.
В 1940 г. прошли испытания и были приняты в состав
флота более четырех десятков катеров МО-4. Только
в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось
42 "морских охотника".
Впервые эти деревянные сторожевые катера появились
у пограничников, но высокие качества - мореходность,
скорость, маневренность - открыли им широкую дорогу.
После некоторой модификации и установки противолодочного
вооружения они стали истребителями подводных лодок,
знаменитыми "морскими охотниками".
Катер имел трехслойную деревянную обшивку с
прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых
отсеков делали его удивительно непотопляемым -
бывали случаи, когда катера приходили на базу
даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя
обеспечивали высокий ход и надежное управление.
Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не
опрокидывался в шторм, легко всходил на волну,
"подводный выхлоп" у двигателей уменьшал
шум катера - все это было очень важно для внезапных
и скрытных действий, особенно ночью. Размещение
большинства механизмов ниже ватерлинии способствовало
повышению живучести новых катеров, и это не раз
спасало их экипажи от верной гибели.
Великая Отечественная война расширила сферу боевого
применения охотников. С первых и до последних
дней войны эти корабли несли различную боевую
службу. "Морские охотники" высаживали
десант и разведчиков в тылах противника, подавляли
огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли
протраленные фарватеры; совместно с торпедными
катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую
вступая в неравный бой с катерами фашистов и их
самолетами. Наконец, МО охраняли транспорты в
конвоях, сопровождали подводные лодки до точки
погружения и встречали их после похода.
Морской охотник СКА-0121 (заводской №178) был
заложен 31.07.1940 г., спущен на воду 26.10.1940
г., вступил в строй 23.01.1941 г. и 28.04.1941
г. был включен в состав Черноморского флота.
24.03.1942 г. СКА-0121 совместно с СКА-051 и
эсминцем "Шаумян" конвоировал транспорт
"В.Чапаев" по маршруту Поти-Севастополь.
В 19 ч. 45 мин. судно было торпедировано и затонуло.
СКА спасли и доставили в базу 120 человека.
15.04.1942 г. СКА-0121 стоял в котловине Стрелецкой
бухты Севастополя на якоре, кормой к причалу.
В 16 часов противник начал обстрел бухты из дальнобойных
орудий. Один из снарядов фугасного действия упал
в воду в 2-3 м от правого борта катера в районе
8-местного кубрика и бензоотсека. Осколками снаряда
в нескольких местах пробило бензоцистерну, топливную
магистраль. В носовом моторном отделении вспыхнул
пожар. Пламя было настолько велико, что выбрасывалось
из пробоин борта наружу. Помещение мгновенно заполнилось
дымом.
Командир БЧ-5 Гусев в момент разрыва снаряда
находился с личным составом в моторных отделениях.
В это время был убит командир отделения мотористов
и один из мотористов ранен. Гусев и моторист Рыбаков
асбестовым матом и брезентовыми чехлами с моторов
быстро ликвидировали распространившийся огонь
в кормовом моторном отделении. При тушении пожара
в носовом моторном отделении были израсходованы
все имеемые на боевых постах огнетушители, но
полностью загасить огонь не удалось из-за сильной
задымленности помещения.
К этому времени с берега и с рядом стоявших катеров
подали еще несколько огнетушителей. С берега была
пущена в действие также пожарная мотопомпа. Общими
усилиями в течение 30-40 мин пожар в основном
удалось ликвидировать. Личный состав, надев противогазы,
спустился в задымленные помещения и с помощью
огнетушителей погасил тлевшие деревянные конструкции.
В это время противник продолжал вести артиллерийский
обстрел Стрелецкой бухты. От очередного снаряда
загорелся причал и корма СКА-0121. От разлившегося
по воде вокруг катера бензина снова вспыхнул пожар,
который погасить было уже невозможно. Огонь стал
угрожать глубинным бомбам, находившимся на катере.
Старший краснофлотец И. К. Голубец, рулевой-сигнальщик
СКА-0183, схватил огнетушитель и попытался сбить
пламя. Но ему это не удалось. Тогда он не растерялся
и стал сбрасывать глубинные бомбы за борт в воду.
Выбросив малые бомбы, Голубец хотел скатить с
бомбосбрасывателей и большие бомбы. Но рычажная
система управления оказалась заклиненной. Во время
попытки сбросить руками глубинную бомбу, весящую
более 100 кг, на СКА-0121 произошел взрыв и отважный
моряк погиб.
Позже начал рваться боезапас и катер с дифферентом
на корму стал погружаться в воду. Взрыв оставшихся
глубинных бомб был исключительно большой силы.
Столб воды с остатками корпуса катера и причала
достиг зданий на берегу в радиусе 500 м и повредил
их. Всего при гибели катера погибло 3 и ранено
13 человек.
|