ТТД:
Водоизмещение: 56 т.
Размеры: длина - 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка
- 1,48 м.
Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах.
Силовая установка: три бензиновых двигателя ГАМ-34,
2250 л.с.
Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм
пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20
малых глубинных бомб, 4 мины типа "Р-1"
или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел.
История корабля:
Морской охотник, тип "МО-4".
Разработка проекта малого охотника типа МО была
начата в 1933 г. по заданию Главного штаба ВМФ
и Главного управления пограничных войск НКВД СССР.
По выданному заданию катер предназначался в мирное
время для несения сторожевой службы в составе
соединений морпогранохраны, а в военное время
- для борьбы с подводными лодками противника.
Группа конструкторов под руководством Л.Л. Ермаша
спроектировала первый вариант катера, названного
МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта
завершилось в 1936 году. В этом же году появился
более совершенный катер типа МО-4; в отличие от
МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт
был на 100 мм ниже.
Впервые эти деревянные сторожевые катера появились
у пограничников, но высокие качества - мореходность,
скорость, маневренность - открыли им широкую дорогу.
После некоторой модификации и установки противолодочного
вооружения они стали истребителями подводных лодок,
знаменитыми "морскими охотниками". Только
в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось
42 "морских охотника".
Катер имел трехслойную деревянную обшивку с
прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых
отсеков делали его удивительно непотопляемым -
бывали случаи, когда катера приходили на базу
даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя
обеспечивали высокий ход и надежное управление.
Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не
опрокидывался в шторм, легко всходил на волну,
"подводный выхлоп" у двигателей уменьшал
шум катера - все это было очень важно для внезапных
и скрытных действий, особенно ночью. Размещение
большинства механизмов ниже ватерлинии способствовало
повышению живучести новых катеров, и это не раз
спасало их экипажи от верной гибели.
Великая Отечественная война расширила сферу боевого
применения охотников. С первых и до последних
дней войны эти корабли несли различную боевую
службу. "Морские охотники" высаживали
десант и разведчиков в тылах противника, подавляли
огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли
протраленные фарватеры; совместно с торпедными
катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую
вступая в бой с катерами и самолетами противника.
Катера охраняли транспорты в конвоях, сопровождали
подводные лодки до точки погружения и встречали
их после похода.
Морской охотник "СКА-013" был заложен
в 1940 г. (заводской №179), спущен на воду в начале
1941 г., вступил в строй 25.06.1941 г. и 02.07.1941
г. включен в состав Черноморского флота.
Участвовал в Керченско-Феодосийской (25.12.1941-02.01.1942
гг.) и Керченско-Эльтигенской (31.10-11.12.1943
г.) десантных операциях.
Переименования катера: с 03.09.1941 г. - СКА
№046, с 07.05.1944 г. - "МО-46".
|