ТТД:
Водоизмещение: 56 т.
Размеры: длина - 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка
- 1,48 м.
Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 3 бензиновых ДВС ГАМ-34, 2250
л.с. (3 х 635 кВт).
Вооружение: Вооружение: 2х1 45 мм артустановки,
2х1 12,7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших
или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа "Р-1"
или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел.
История корабля:
Морской охотник, тип "МО-4".
В конце двадцатых годов ХХ века на вооружение
Военно-Морского Флота СССР поступили сторожевые
катера типа МО-4 и МО-2 (малые "охотники").
Чаще их называли "морскими охотниками".
Это был многочисленный класс кораблей.
Группа конструкторов под руководством Л. Л.
Ермаша спроектировала первый вариант катера, названного
МО-2. Через год появился более совершенный катер;
в отличие от МО-2 у него не было среза палубы
в корме, а борт был на 100 мм ниже.
В 1940 г. прошли испытания и были приняты в состав
флота более четырех десятков катеров МО-4. Только
в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось
42 "морских охотника".
Впервые эти деревянные сторожевые катера появились
у пограничников, но высокие качества - мореходность,
скорость, маневренность - открыли им широкую дорогу.
После некоторой модификации и установки противолодочного
вооружения они стали истребителями подводных лодок,
знаменитыми "морскими охотниками".
Катер имел трехслойную деревянную обшивку с
прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых
отсеков делали его удивительно непотопляемым -
бывали случаи, когда катера приходили на базу
даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя
обеспечивали высокий ход и надежное управление.
Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не
опрокидывался в шторм, легко всходил на волну,
"подводный выхлоп" у двигателей уменьшал
шум катера - все это было очень важно для внезапных
и скрытных действий, особенно ночью. Размещение
большинства механизмов ниже ватерлинии способствовало
повышению живучести новых катеров, и это не раз
спасало их экипажи от верной гибели.
Великая Отечественная война расширила сферу боевого
применения охотников. С первых и до последних
дней войны эти корабли несли различную боевую
службу. "Морские охотники" высаживали
десант и разведчиков в тылах противника, подавляли
огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли
протраленные фарватеры; совместно с торпедными
катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую
вступая в неравный бой с катерами фашистов и их
самолетами. Наконец, МО охраняли транспорты в
конвоях, сопровождали подводные лодки до точки
погружения и встречали их после похода.
Морской охотник СКА-041 первоначально назывался
СКА-025.
Катер был заложен в 1939 г., спущен весной 1940
г., вступил в строй 11.07.1940 г. и включен в
состав ЧФ.
02.07.1941 г. катер бы переименован в СКА-041.
В период ВОВ в 1941 году катер прошел 1790 миль,
проведя в море 25 суток. Входил в состав 1-ой
ДСКА Бригады траления и заграждения ЧФ. Участвовал
в операции по высадке десанта в районе Южная Озерейка
3-4 февраля 1943 года.
22 мая 1943 г. при конвоировании транспорта
"Интернационал" из Туапсе в Геленджик
во время налета вражеской авиации на конвой на
СКА-041 спикировал Ю-87 и сбросил 3 бомбы, от
прямых попаданий которых катер затонул.
При разборе обстоятельств гибели этого малого
охотника установили, что СКА-041 выходил на выполнение
боевого задания по конвоированию, имея большие
дефекты в материальной части, под одним мотором.
Два мотора были неисправны из-за течи блоков,
коллекторов, вибрации гребных винтов валов. Находясь
в распоряжении Туапсинской ВМБ и выполняя ежедневно
боевые задачи, катер не имел возможности производить
планово-предупредительный ремонт. Несмотря на
плохое состояние энергетической установки, он
был вновь послан в ответственный рейс для сопровождения
транспорта. Прямое попадание бомб произошло только
потому, что СКА-041 имел малую скорость и не мог
совершить надлежащий маневр.
|