ТТД: Водоизмещение: 56 т. Размеры: длина
- 26,9 м, ширина - 4,02 м, осадка - 1,48 м. Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах. Силовая установка: 3 бензиновых
ДВС ГАМ-34, 2250 л.с. (3 х 635 кВт). Вооружение: Вооружение: 2х1 45 мм артустановки,
2х1 12,7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб,
4 мины типа "Р-1" или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел. История корабля: Морской охотник, тип "МО-4".
В конце двадцатых годов ХХ века на вооружение Военно-Морского Флота СССР
поступили сторожевые катера типа МО-4 и МО-2 (малые "охотники"). Чаще
их называли "морскими охотниками". Это был многочисленный класс кораблей.
Группа конструкторов под руководством Л. Л. Ермаша спроектировала первый
вариант катера, названного МО-2. Через год появился более совершенный катер; в
отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100 мм ниже.
В 1940 г. прошли испытания и были приняты в состав флота более четырех
десятков катеров МО-4. Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось
42 "морских охотника". Впервые эти деревянные сторожевые катера
появились у пограничников, но высокие качества - мореходность, скорость, маневренность
- открыли им широкую дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного
вооружения они стали истребителями подводных лодок, знаменитыми "морскими
охотниками". Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками
из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым
- бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля
и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были
и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну,
"подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень
важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства
механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и
это не раз спасало их экипажи от верной гибели. Великая Отечественная война
расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны
эти корабли несли различную боевую службу. "Морские охотники" высаживали
десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили
в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили
мины у вражеских берегов, зачастую вступая в неравный бой с катерами фашистов
и их самолетами. Наконец, МО охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные
лодки до точки погружения и встречали их после похода. Морской охотник
"СКА-1412" (заводской №12) был заложен в 1942 г., спущен на воду весной
1943 г., вступил в строй 24.07.1943 г. и 25.08.1943 г. был включен в состав Черноморского
флота. 10.01.1944 г. был тяжело поврежден авиацией противника в районе м.Тархан
- м.Варзовка и выбросился на берег. Впоследствии не восстанавливался. |