ТТД: Водоизмещение: 465 т. Размеры: длина
- 50,18 м, ширина корпуса - 9,76 м, ширина с крыльями - 20 м, осадка с крыльями
- 7 м. Скорость полного хода: 52 узлов. Дальность плавания: 1230 миль
при 8 узлах, 850 миль при 50 узлах. Силовая установка: газотурбинная, четырехвальная,
2 ГТУ М10А ( 2х18000 л.с.) и 1 ГТУ М10Б (18000 л.с.) + два дизеля ДРА-211 (2х1100
л.с.) Вооружение: 2х4 400-мм торпедных аппарата ТР-224 (8 торпед СЭТ-72) (после
модернизации - 2х4 пусковых установки ПЛРК "Медведка" (8 ПЛУР К77Р)), 2х6 30-мм
артустановки АК-630. Экипаж: 36 чел. История корабля: Малый
противолодочный корабль пр.1141 Идея снижения гидродинамического сопротивления
за счет подъема корпуса судна из воды давно привлекала конструкторов боевых кораблей.
Еще в конце 40-х - начале 50-х годов проводились испытания различных крыльевых
устройств на катерах пр.123 бис, М123бис, 123 К, 184 и 183 ТК. Тогда положительных
результатов достичь не удалось. Но идея не умерла, и в конце 50-х годов
к ней вернулись вновь, но уже на качественно новом теоретическом и конструкторском
уровнях. Результатом проведенных работ явились постройка и испытание малого торпедного
катера с носовым малопогруженным крылом и боковыми стабилизаторами, а также экспериментального
катера с подобным крылом и управляемой транцевой плитой. Применение последней
улучшило поведение катера во время движения на высокой скорости при волнении моря.
Крыльевой системой именно этого типа оснащались вновь создаваемые большие торпедные
катера пр.206М, строившиеся в последующем десятилетии крупной серией. Однако малопогруженные
крылья оказались немореходными. Решение проблемы ученые и конструкторы
видели в оснащении морских судов глубокопогруженными подводными крыльями с автоматическим
управлением подъемной силой. Это направление получило свое теоретическое обоснование
и практическую реализацию уже в 70-е годы. Еще одним важным событием, позволившим
успешно осуществить проектирование и постройку крупных кораблей на подводных крыльях,
было создание и широкое внедрение в практику судостроения легких и экономичных
газотурбинных силовых установок с высокими удельными показателями. Результаты
глубоких теоретических и экспериментальных исследований легли в основу разработки
проектов кораблей различного боевого назначения. Особое внимание уделялось совершенствованию
систем автоматического управления подъемной силой крыльевых устройств для повышения
мореходных качеств судов. С целью проверки правильности принятых конструкторских
решений были построены два опытных корабля: малый ракетный (пр.1240) и малый противолодочный
(пр.1141). Опытный МПК пр.1141 разрабатывался по заданию ВМФ Зеленодольским
проектно-конструкторским бюро. Он был построен и в 1977 году был передан в опытную
эксплуатацию под именем своего главного конструктора - “Александр Кунахович”.
Корабль имел крылья фиксированного типа с автоматически управляемыми закрылками.
Даже при довольно большой волне амплитуда бортовой качки не превышала 2-3 градуса.
Судно с полным водоизмещением 465 т обладало мореходностью, сопоставимой с мореходностью
корабля водоизмещением 4000 т. Его эксплуатация подтвердила возможность применения
торпедного оружия на скорости в 50 узлов и при волнении моря до 4 баллов. МПК
оказался самым скоростным кораблем на подводных крыльях того времени, так как
максимальная скорость достигала 52 узлов. Комбинированная по схеме CODOG
(дизель и газовая турбина) главная энергетическая установка состояла из трех газотурбинных
двигателей мощностью по 18000 л.с., работающих на три пары гребных винтов типа
“тандем”. На малом ходу (8 узлов) использовались два дизеля с водометными движителями. Малый
противолодочный корабль "Александр Кунахович" 27.05.1972 г. зачислен в списки
кораблей ВМФ и 28.07.1974 г. был заложен на стапеле судостроительного завода "Красный
металлист" в Зеленодольске (заводской №801). Спущен на воду 26.10.1975 г.,
вступил в строй 31.12.1977 г. и 17.02.1978 г. был включен в состав КЧФ. Находился
в составе 68-ой бригады кораблей охраны водного района в г.Севастополе. МПК
"Александр Кунахович" 24.06.1991 г. был выведен из боевого состава,
разоружен и переформирован в опытное судно для испытаний комплекса ПЛО "Медведка",
поставленных на месте первоначально стоявших 400-мм торпедных аппаратов. 10.03.1994
г. корабль был исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения,
демонтажа и реализации и 24.05.1996 г. расформирован. Этим кораблем в разное
время командовали: - капитан 3 ранга П. Артамонов; - капитан 3 ранга Н.
Скориков. |