ТТД: Водоизмещение: 555 т. Размеры: длина
- 58,3 м, ширина - 8,1 м, осадка - 3,09 м. Скорость полного хода: 35 узлов.
Дальность плавания: 2500 миль при 14 узлах. Силовая установка: комбинированная,
2 дизеля крейсерского хода по 3300 л.с. + 2 форсажные газовые турбины по 15000
л.с., 2 винта. Вооружение: 1х2 57-мм артустановка, 4х1 400-мм торпедных аппарата,
2 реактивных бомбомета РБУ-6000, глубинные бомбы или мины. Экипаж: 54 чел.
История корабля: Малый противолодочный корабль пр.204 Идея
создания специализированного скоростного противолодочного корабля ограниченного
водоизмещения получила развитие в советском ВМФ на рубеже 50-60-х гг XX века,
когда появление за границей подводных лодок нового поколения потребовало принятия
эффективных мер для противодействия практически во всех операционных зонах, в
том числе и ближней. Так зародился принципиально новый класс боевых кораблей отечественного
флота - малые противолодочные корабли (МПК), предназначенные для борьбы с подводным
противником в прибрежных районах, вблизи военно-морских баз и пунктов базирования. Тактико-техническое
задание на создание нового малого противолодочного корабля пр.204 было утверждено
10 апреля 1956 г. По боевой эффективности противолодочных и противовоздушных средств
этот корабль значительно превосходил своих предшественников. Так, для решения
задач противолодочной обороны на нем предусматривались четыре однотрубных 400-мм
торпедных аппарата, два реактивных 12-ствольных бомбомета с запасом бомб, системы
приборов управления торпедной и бомбовой стрельбой, а также гидроакустическая
станция "Геркулес" с подъемно-опускной антенной. Следует отметить, что
многоствольные бомбометы, реактивные глубинные бомбы к ним и системы управления,
принятые на вооружение в 1962-1964 гг., по боевым качествам превосходили зарубежные
установки аналогичного назначения. Для самообороны от воздушного противника
и катеров устанавливалась двухорудийная 57-мм автоматическая артустановка с системой
управления стрельбой, радиолокационная станция общего обнаружения и станция разведки
и раннего обнаружения работающих радиолокаторов противника. Артустановка (благодаря
ее высокой скорострельности - 200 выстр./мин) являлась эффективным оружием против
малоразмерных морских и низколетящих целей. Корабль пр.204 обладал оригинальной
движительной установкой: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы,
в которые нагнетался воздух, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость
возрастала до 35 узлов; без применения форсажа она составляла 17,5 узла. Правда,
за это пришлось заплатить высокой шумностью установки. Малый противолодочный
корабль МПК-128 был 12.01.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, заложен 18.09.1967
г. на стапеле судостроительного завода № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи (заводской
номер № 821). Спущен на воду 10.01.1968 г. Вступил в строй 30.04.1968 г. и 23.5.1968
г. включен в состав ЧФ. В период с 14.11.1975 г. по 01.10.1979 г. на ССЗ
"Красный металлист" им. A.M. Горького в Зеленодольске прошел капитальный
ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове
поставлен на отстой. 24.06.1991 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей
в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. |