ТТД: Водоизмещение: 555 т. Размеры: длина
- 58,3 м, ширина - 8,1 м, осадка - 3,09 м. Скорость полного хода: 35 узлов.
Дальность плавания: 2500 миль при 14 узлах. Силовая установка: комбинированная,
2 дизеля крейсерского хода по 3300 л.с. + 2 форсажные газовые турбины по 15000
л.с., 2 винта. Вооружение: 1х2 57-мм артустановка, 4х1 400-мм торпедных аппарата,
2 реактивных бомбомета РБУ-6000, глубинные бомбы или мины. Экипаж: 54 чел.
История корабля: Малый противолодочный корабль пр.204 Идея
создания специализированного скоростного противолодочного корабля ограниченного
водоизмещения получила развитие в советском ВМФ на рубеже 50-60-х гг XX века,
когда появление за границей подводных лодок нового поколения потребовало принятия
эффективных мер для противодействия практически во всех операционных зонах, в
том числе и ближней. Так зародился принципиально новый класс боевых кораблей отечественного
флота - малые противолодочные корабли (МПК), предназначенные для борьбы с подводным
противником в прибрежных районах, вблизи военно-морских баз и пунктов базирования. Тактико-техническое
задание на создание нового малого противолодочного корабля пр.204 было утверждено
10 апреля 1956 г. По боевой эффективности противолодочных и противовоздушных средств
этот корабль значительно превосходил своих предшественников. Так, для решения
задач противолодочной обороны на нем предусматривались четыре однотрубных 400-мм
торпедных аппарата, два реактивных 12-ствольных бомбомета с запасом бомб, системы
приборов управления торпедной и бомбовой стрельбой, а также гидроакустическая
станция "Геркулес" с подъемно-опускной антенной. Следует отметить, что
многоствольные бомбометы, реактивные глубинные бомбы к ним и системы управления,
принятые на вооружение в 1962-1964 гг., по боевым качествам превосходили зарубежные
установки аналогичного назначения. Для самообороны от воздушного противника
и катеров устанавливалась двухорудийная 57-мм автоматическая артустановка с системой
управления стрельбой, радиолокационная станция общего обнаружения и станция разведки
и раннего обнаружения работающих радиолокаторов противника. Артустановка (благодаря
ее высокой скорострельности - 200 выстр./мин) являлась эффективным оружием против
малоразмерных морских и низколетящих целей. Корабль пр.204 обладал оригинальной
движительной установкой: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы,
в которые нагнетался воздух, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость
возрастала до 35 узлов; без применения форсажа она составляла 17,5 узла. Правда,
за это пришлось заплатить высокой шумностью установки. Малый противолодочный
корабль МПК-19 был заложен 31.12.1964 г. на стапеле судостроительного завода №
532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи (заводской номер № 815). 27.01.1965 г. зачислен в
списки кораблей ВМФ, спущен на воду 23.07.1965 г. Вступил в строй 28.12.1965 г.
и 15.01.1966 г. включен в состав КЧФ. В период с 10.02 по 17.06.1981 г.
и с 17.12.1985 г. по 01.08.1986 г. на "Севморзаводе" им. С. Орджоникидзе
в Севастополе проходил средний ремонт. Малый противолодочный корабль МПК-19
находился в составе 181-го дивизиона противолодочных кораблей 194-ой бригады кораблей
охраны водного района, базировавшуюся на Поти. Известные события на Кавказе привели
к ликвидации Потийской военно-морской базы и большинства ее кораблей. 19.04.1990
г. был исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа
и реализации, 01.10.1990 г. расформирован и разделан на металл в Севастополе в
1991 г. |