ТТД:
Водоизмещение: 468,1 т.
Размеры: длина - 49,97 м, ширина с крыльями -
21,1 м, корпуса - 9,9 м, осадка с крыльями - 7,27
м.
Скорость полного хода: 60,5 узлов.
Дальность плавания: 1230 миль при 12,2 узлах.
Силовая установка: газотурбинная, 2 ГТД по 20000
л.с. + 1 ГТД по 10000 л.с.
Вооружение: 1х1 76-мм артустановка АК-176М, 1х6
30-мм артустановка АК-630М, 1 ПУ ЗРК "Стрела-3"
(8 ЗУР), 2x4 400-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 39 чел.
История корабля:
Малый противолодочный корабль пр.1145.1
Идея снижения гидродинамического сопротивления
за счет подъема корпуса судна из воды давно привлекала
конструкторов боевых кораблей. Еще в конце 40-х
- начале 50-х годов проводились испытания различных
крыльевых устройств на катерах пр.123-бис, М123бис,
123К, 184 и 183ТК. Тогда положительных результатов
достичь не удалось.
Но идея не умерла, и в конце 50-х годов к ней вернулись
вновь, но уже на качественно новом теоретическом и конструкторском
уровнях. Результатом проведенных работ явились постройка
и испытание малого торпедного катера с носовым малопогруженным
крылом и боковыми стабилизаторами, а также экспериментального
катера с подобным крылом и управляемой транцевой плитой.
Применение последней улучшило поведение катера во время
движения на высокой скорости при волнении моря. Крыльевой
системой именно этого типа оснащались вновь создаваемые
большие торпедные катера пр.206М, строившиеся в последующем
десятилетии крупной серией. Однако малопогруженные крылья
оказались немореходными.
Решение проблемы ученые и конструкторы видели в оснащении
морских судов глубокопогруженными подводными крыльями
с автоматическим управлением подъемной силой. Это направление
получило свое теоретическое обоснование и практическую
реализацию уже в 70-е годы.
Еще одним важным событием, позволившим успешно осуществить
проектирование и постройку крупных кораблей на подводных
крыльях, было создание и широкое внедрение в практику
судостроения легких и экономичных газотурбинных силовых
установок с высокими удельными показателями.
Результаты глубоких теоретических и экспериментальных
исследований легли в основу разработки проектов кораблей
различного боевого назначения. Особое внимание уделялось
совершенствованию систем автоматического управления подъемной
силой крыльевых устройств для повышения мореходных качеств
судов. С целью проверки правильности принятых конструкторских
решений были построены два опытных корабля: малый ракетный
(пр.1240) и малый противолодочный (пр.1141).
Опытный МПК пр.1141 разрабатывался по заданию ВМФ Зеленодольским
проектно-конструкторским бюро. Он был построен и в 1977
году был передан в опытную эксплуатацию под именем своего
главного конструктора - “Александр Кунахович”.
Новый корабль пр. 1145.1 спроектирован также Зеленодольским
ПКБ по тактико-техническому заданию, выданному в 1981
году. Он унаследовал многое из того, что прошло апробирование
на опытном судне. Имеет те же главные размерения: длину
- 50,0 м, ширину - 9,9 м.
Как и на 1141-м, на нем установлены носовые и кормовые
крылья фиксированного типа с управляемыми закрылками.
Движительный комплекс аналогичен прототипу. Полное водоизмещение
увеличилось до 475 т. Вместе с тем новый корабль имеет
и существенные отличия. Так, главная энергетическая установка
выполнена по схеме COGAC (газовая турбина и газовая турбина),
но состоит уже из двух маршевых турбин мощностью по 20000
л.с. и одной - малого хода мощностью 10 000 л.с. При этом
максимальная скорость сохранена на уровне 60 узлов, а
вот дальность плавания экономическим ходом (14 узлов)
увеличилась до 1600 миль. Для улучшения маневренности
на малом ходу установлено носовое подруливающее устройство.
Были приняты меры и по усилению самообороны корабля.
Так, носовая 30-мм артустановка АК-630М заменена на 76-мм
одноствольную универсальную АК-176М. Появился комплекс
постановки пассивных помех ПК-16. Для обеспечения равномерного
распределения нагрузки на крылья торпедные аппараты перенесены
в корму. Судно оснащено современными радиотехническими
средствами, включающими оборудование радиосвязи “Буран-7”,
РЛС обнаружения надводных целей МР-220, систему опознавания
“Нихром”, РЛС управления артиллерийским огнем МР-123/176
(“Вымпел”). Для поиска и уничтожения подводных лодок МПК
имеет опускаемую ГАС “Звезда-М1-01 ”, работающую только
на “стопе” корабля.
Всего по пр.1145.1 было построено два корабля
- в 1988 и 1989 году. Оба корабля данного проекта
находились в составе Черноморского флота.
Малый противолодочный корабль МПК-215 был заложен
на стапеле Феодосийского ПО "Море" 17.04.1982
г. (заводской номер № 501) и 12.07.1985 г. зачислен
в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 08.08.1987
г. Вступил в строй 31.12.1987 г. и 19.02.1988
г. включен в состав КЧФ (в/ч №20871).
Малый противолодочный корабль МПК-215 находился
в составе 68-ой бригады кораблей охраны водного
района в Севастополе. 27.07.1997 г. в Севастополе
сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.
МПК-215 был подан на списание 03.12.2000, исключен
из состава флота 15.03.2001 и передан для слома.
Был разобран в плавдоке в Южной бухте Севастополя
к концу ноября 2001 г.
|