ТТД: Водоизмещение: 468,1 т. Размеры:
длина - 49,97 м, ширина с крыльями - 21,1 м, корпуса - 9,9 м, осадка с крыльями
- 7,27 м. Скорость полного хода: 60,5 узлов. Дальность плавания: 1230
миль при 12,2 узлах. Силовая установка: газотурбинная, 2 ГТД по 20000 л.с.
+ 1 ГТД по 10000 л.с. Вооружение: 1х1 76-мм артустановка АК-176М, 1х6 30-мм
артустановка АК-630М, 1 ПУ ЗРК "Стрела-3" (8 ЗУР), 2x4 400-мм торпедных
аппарата. Экипаж: 39 чел. История корабля: Малый противолодочный
корабль пр.11451 Идея снижения гидродинамического сопротивления за счет
подъема корпуса судна из воды давно привлекала конструкторов боевых кораблей.
Еще в конце 40-х - начале 50-х годов проводились испытания различных крыльевых
устройств на катерах пр.123-бис, М123бис, 123К, 184 и 183ТК. Тогда положительных
результатов достичь не удалось. Но идея не умерла, и в конце 50-х годов
к ней вернулись вновь, но уже на качественно новом теоретическом и конструкторском
уровнях. Результатом проведенных работ явились постройка и испытание малого торпедного
катера с носовым малопогруженным крылом и боковыми стабилизаторами, а также экспериментального
катера с подобным крылом и управляемой транцевой плитой. Применение последней
улучшило поведение катера во время движения на высокой скорости при волнении моря.
Крыльевой системой именно этого типа оснащались вновь создаваемые большие торпедные
катера пр.206М, строившиеся в последующем десятилетии крупной серией. Однако малопогруженные
крылья оказались немореходными. Решение проблемы ученые и конструкторы
видели в оснащении морских судов глубокопогруженными подводными крыльями с автоматическим
управлением подъемной силой. Это направление получило свое теоретическое обоснование
и практическую реализацию уже в 70-е годы. Еще одним важным событием, позволившим
успешно осуществить проектирование и постройку крупных кораблей на подводных крыльях,
было создание и широкое внедрение в практику судостроения легких и экономичных
газотурбинных силовых установок с высокими удельными показателями. Результаты
глубоких теоретических и экспериментальных исследований легли в основу разработки
проектов кораблей различного боевого назначения. Особое внимание уделялось совершенствованию
систем автоматического управления подъемной силой крыльевых устройств для повышения
мореходных качеств судов. С целью проверки правильности принятых конструкторских
решений были построены два опытных корабля: малый ракетный (пр.1240) и малый противолодочный
(пр.1141). Опытный МПК пр.1141 разрабатывался по заданию ВМФ Зеленодольским
проектно-конструкторским бюро. Он был построен и в 1977 году был передан в опытную
эксплуатацию под именем своего главного конструктора - “Александр Кунахович”.
Новый корабль пр. 1145.1 спроектирован также Зеленодольским ПКБ по тактико-техническому
заданию, выданному в 1981 году. Он унаследовал многое из того, что прошло апробирование
на опытном судне. Имеет те же главные размерения: длину - 50,0 м, ширину - 9,9
м. Как и на 1141-м, на нем установлены носовые и кормовые крылья фиксированного
типа с управляемыми закрылками. Движительный комплекс аналогичен прототипу. Полное
водоизмещение увеличилось до 475 т. Вместе с тем новый корабль имеет и существенные
отличия. Так, главная энергетическая установка выполнена по схеме COGAC (газовая
турбина и газовая турбина), но состоит уже из двух маршевых турбин мощностью по
20000 л.с. и одной - малого хода мощностью 10 000 л.с. При этом максимальная скорость
сохранена на уровне 60 узлов, а вот дальность плавания экономическим ходом (14
узлов) увеличилась до 1600 миль. Для улучшения маневренности на малом ходу установлено
носовое подруливающее устройство. Были приняты меры и по усилению самообороны
корабля. Так, носовая 30-мм артустановка АК-630М заменена на 76-мм одноствольную
универсальную АК-176М. Появился комплекс постановки пассивных помех ПК-16. Для
обеспечения равномерного распределения нагрузки на крылья торпедные аппараты перенесены
в корму. Судно оснащено современными радиотехническими средствами, включающими
оборудование радиосвязи “Буран-7”, РЛС обнаружения надводных целей МР-220, систему
опознавания “Нихром”, РЛС управления артиллерийским огнем МР-123/176 (“Вымпел”).
Для поиска и уничтожения подводных лодок МПК имеет опускаемую ГАС “Звезда-М1-01”,
работающую только на “стопе” корабля. Планировалось построить крупную серию
таких МПК, но до развала СССР всего по пр.11451 было построено два корабля - в
1988 и 1989 году (МПК-215 и МПК-220). Оба корабля данного проекта находились в
составе Черноморского флота. Малый противолодочный корабль МПК-220 был заложен
на стапеле Феодосийского ПО "Море" (заводской №502) 12.05.1984 г. и
06.04.1989 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 20.08.1990 г., вступил
в строй 30.12.1990 г. и 14.03.1991 г. был включен в состав КЧФ. 27.07.1997
г. в Севастополе сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 25.06.1998
г. корабль получил новое имя - "Владимирец". В 1999 г. этот малый противолодочный
корабль завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). МПК
находился в составе 149-й тактической группы противолодочных кораблей 68-ой бригады
кораблей ОВР с базированием на Южную бухту Севастополя. 11.11.2007 г. во
время сильного шторма в Севастопольской бухте МПК "Владимирец", находящийся
в Севастополе на причале 13 судоремонтного завода в ремонте, в результате навала
на него сорванного со швартовых заводского плавкрана, получил несколько пробоин
левого борта и начал интенсивно принимать забортную воду. Корабль находился в
ковше Килен-бухты (13 СРЗ), был ошвартован правым бортом к причалу. Левый борт
корабля поддерживал плавкран ПК-12050. В течении последующих суток в спасательной
операции были задействованы противопожарные катера ПЖК-37 и ПЖК-45, водолазное
морское судно ВМ-125, рейдовые водолазные катера РВК-860 и РВК-1390, рейдовые
буксиры РБ-136, РБ-247 и РБ-296. Корабль с наложенными на места повреждений пластырями
был переведен в плавдок ПД-88, где прошел корпусной ремонт. МПК "Владимирец"
был выведен из состава флота в 2014 г., длительное время находился в отстое в
Южной бухте Севастополя. В июле 2021 г. был отбуксирован в Нефтную гавань (Севастополь),
где был разделан на металл. Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан 3 ранга Григорий Добында; - капитан 3 ранга Юрий Алексеев;
- капитан 3 ранга Николай Благодарный; - капитан 3 ранга Юрий Пузиков. |