ТТД: Водоизмещение: 495 т. Размеры: длина
- 56,1 м, ширина - 10,22 м, осадка - 2,1 м. Скорость полного хода: 30,53 узлов.
Силовая установка: два дизеля, 18000 л.с., два вала. Дальность плавания:
1940 миль при 12,2 уз, 1600 миль при 14 уз. Вооружение: 1х1 76-мм артустановка
АК-176М, 1x6 30-мм артустановка АК-630, ПЗРК "Игла" (счетверенная ПУ, 16 ракет
9М-313), 2 РБУ-1200, 2х2 533-мм торпедных аппарата, 2 ПУ пассивных помех ПК-16.
Экипаж: 44 чел. История корабля: Малый противолодочный корабль
пр.1241ПЭ Корабли пр.1241ПЭ (эскпортный вариант МПК пр.1241П) были спроектированы
отечественными конструкторами с учетом десятилетней эксплуатации малых противолодочных
кораблей пр.1241.2, получивших по классификации НАТО наименование "Паук-I".
На основании этого опыта вооружение малого противолодочного корабля пр.1242ПЭ
стало более мощным, чем у его предшественников. Строились малые противолодочные
корабли пр.1241ПЭ на Ярославском
судостроительном заводе. Их корпус имеет комбинированную форму обводов -
лекальные в носовой оконечности и острую скулу, начиная с четвертого теоретического
шпангоута до транца. Такая форма обусловливает высокие скорости и мореходные качества,
а также хорошую устойчивость. Корпус и надстройка - сварные. В качестве основного
материала корпуса использована низколегированная сталь. Для надстройки, части
платформ, средних частей палубы и некоторых поперечных переборок, а также легких
выгородок применен алюминиево-магниевый сплав. Защита корпуса от коррозии и обрастания
обеспечивается окраской корпуса и системой автоматической катодной защиты. Корабль
может использоваться без каких-либо ограничений при состоянии моря до 4 баллов
и безопасно эксплуатироваться до 7-8 баллов. Непотопляемость обеспечивается при
затоплении любых 2 отсеков. При этом сохраняются положительными начальная метацентрическая
высота и надводный борт. Главные двигатели - два дизеля, работающие каждый
на свой валопровод с гребным винтом фиксированного шага. Дизели - быстроходные,
четырехтактные, с газотурбинным наддувом, водяного охлаждения, реверсивным устройством
и редуктором для снижения оборотов. Скорость хода корабля при нормальном
водоизмещении составляет не менее 28 узлов. Дальность плавания 12-узловым ходом
при полном запасе топлива составляет 1600 миль. Автономность - 10 сут. Экипаж
- 41 человек, в том числе 5 офицеров. На корабле установлена подкильная
и опускаемая акустические антенны. Первая установлена в специальном пластмассовом
обтекателе, конструкция которого обеспечивает эффективное снижение помех от работы
собственных гребных винтов. Опускаемая антенна размещается в контейнере. Она погружается
до глубины 200 метров подъемно-опускным устройством, расположенным в кормовой
части корабля. Для управления, счисления пути, обеспечения навигационной безопасности
плавания, выработки и выдачи навигационных параметров на корабле установлено современное
штурманское вооружение. Для внешней связи с береговыми базами, кораблями и авиацией
имеется аппаратура, работающая в коротковолновом, ультракоротковолновом, метровом
и дециметровом диапазонах, в телефонном и телеграфном режимах. Для стрельбы
по подводным и надводным целям на малом противолодочном корабле пр.1241ПЭ предназначены
торпеды СЭТ-65Э и 53-65КЭ, находящиеся по-походному в торпедной установке, размещенной
в средней части корабля и состоящей из двух двухтрубных торпедных аппаратов с
ручным приводом поворота на угол стрельбы 16 градусов от диаметральной плоскости.
Управление стрельбой - дистанционное, из главного командного пункта и резервное
- непосредственно на торпедных аппаратах. Для поражения подводных целей
глубинными бомбами на корабле в носовой части установлена реактивная бомбометная
установка РБУ-1200, состоящая из двух пусковых станков с боезапасом в 30 бомб
РГБ-12. Для выработки данных стрельбы торпедами (одиночный или двухторпедный залпы)
и РБУ-1200 на корабле установлен комплекс приборов управления противолодочным
оружием, получающим данные от гидроакустического комплекса МГК-345 и радиолокационной
станции "Позитив-Э". Для поражения воздушных, надводных и видимых
береговых целей на корабле размещена в носу одна 76,2-мм автоматическая установка
АК-176М с боезапасом 152 патрона и в кормовой части надстройки одна 30-мм автоматическая
артиллерийская установка АК-630М с боезапасом 2000 патронов. Для стрельбы
по воздушным целям на крыше надстройки оборудован боевой пост комендора-оператора
для стрельбы 16 переносными зенитными ракетными комплексами, хранение которых
предусмотрено в специальном помещении. Два таких комплекса устанавливаются на
ложементах ограждения боевого поста и перед выходом корабля в море готовы к немедленному
использованию. Для управления вооружением и обеспечения безопасности плавания
на корабле предусмотрены корабельная радиолокационная система управления артустановками
"Вымпел-АМЭ", радиолокационная станция обнаружения воздушных и надводных
целей "Позитив-Э", навигационная радиолокационная станция "Лиман"
и радиолокационная станция опознавания обнаруженных воздушных и надводных целей.
Для обнаружения подводных лодок, находящихся в подводном положении, определения
их координат и выдачи данных целеуказания в комплекс СУ-580Э, на корабле установлен
гидроакустический комплекс МГК-345 с подкильной и опускаемой антеннами. Комплекс
обеспечивает обнаружение подводных целей на дальностях, необходимых для эффективного
применения противолодочного оружия, с использованием подкильной антенны на ходу
и опускной антенны при дрейфе корабля. Для постановки дипольных пассивных
помех на корабле в кормовой части установлены две пакетные установки ПК-16 с общим
боезапасом из 32 турбореактивных снарядов. Предусмотрены мероприятия по защите
от оружия массового поражения, а также от неконтактного минного оружия. Малый
противолодочный корабль МПК-291 был заложен 16.05.1990 г. на стапеле Ярославского
судостроительного завода (заводской номер №906) для последующей продажи ВМС Ирака.
31.01.1991 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 23.04.1991 г. и вскоре
отправлен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Севастополь
для прохождения сдаточных испытаний. Вступил в строй 27.11.1991 г., после чего
был законсервирован и в Стрелецкой бухте Севастополя поставлен на отстой. 25.02.1994
г. ввиду международных экономических санкций, введенных против Ирака, исключен
из состава ВМФ и 31.08.1994 г. расформирован, а 24.08.1996 г. передан в состав
Новороссийской ОБСКР, переклассифицирован в ПСКР. 24.08.1996 г. был переименован
в "Новороссийск". 12.05.1997 г. после расконсервации включен
в боевой состав департамента морских сил ФПС. Участвует в охране границы, экономической
зоны и рыболовных промыслов у Кавказского побережья РФ на Черном море. Пограничный
сторожевой корабль "Новороссийск" был исключен из списков МЧ ФПС РФ
и списан в 2020 г. |