ТТД:
Водоизмещение: 555 т.
Размеры: длина - 58,3 м, ширина - 8,1 м, осадка
- 3,09 м.
Скорость полного хода: 35 узлов.
Дальность плавания: 2500 миль при 14 узлах.
Силовая установка: комбинированная, 2 дизеля крейсерского
хода по 3300 л.с. + 2 форсажные газовые турбины
по 15000 л.с., 2 винта.
Вооружение: 1х2 57-мм артустановка, 4х1 400-мм
торпедных аппарата, 2 реактивных бомбомета РБУ-6000,
глубинные бомбы или мины.
Экипаж: 54 чел.
История корабля:
Малый противолодочный корабль пр.204
Идея создания специализированного скоростного
противолодочного корабля ограниченного водоизмещения
получила развитие в советском ВМФ на рубеже 50-60-х
гг XX века, когда появление за границей подводных
лодок нового поколения потребовало принятия эффективных
мер для противодействия практически во всех операционных
зонах, в том числе и ближней. Так зародился принципиально
новый класс боевых кораблей отечественного флота
- малые противолодочные корабли (МПК), предназначенные
для борьбы с подводным противником в прибрежных
районах, вблизи военно-морских баз и пунктов базирования.
Тактико-техническое задание на создание нового
малого противолодочного корабля пр.204 было утверждено
10 апреля 1956 г. По боевой эффективности противолодочных
и противовоздушных средств этот корабль значительно
превосходил своих предшественников. Так, для решения
задач противолодочной обороны на нем предусматривались
четыре однотрубных 400-мм торпедных аппарата,
два реактивных 12-ствольных бомбомета с запасом
бомб, системы приборов управления торпедной и
бомбовой стрельбой, а также гидроакустическая
станция "Геркулес" с подъемно-опускной
антенной. Следует отметить, что многоствольные
бомбометы, реактивные глубинные бомбы к ним и
системы управления, принятые на вооружение в 1962-1964
гг., по боевым качествам превосходили зарубежные
установки аналогичного назначения. Для самообороны от воздушного противника и катеров
устанавливалась двухорудийная 57-мм автоматическая
артустановка с системой управления стрельбой,
радиолокационная станция общего обнаружения и
станция разведки и раннего обнаружения работающих
радиолокаторов противника. Артустановка (благодаря
ее высокой скорострельности - 200 выстр./мин)
являлась эффективным оружием против малоразмерных
морских и низколетящих целей.
Корабль пр.204 обладал оригинальной движительной
установкой: вращаемые дизелями гребные винты были
помещены в трубы, в которые нагнетался воздух,
создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость
возрастала до 35 узлов; без применения форсажа
она составляла 17,5 узла. Правда, за это пришлось
заплатить высокой шумностью установки.
Малый противолодочный корабль МПК-38 был 12.08.1964
г. зачислен в списки кораблей ВМФ, заложен 29.07.1963
г. на стапеле судостроительного завода № 532 им.
Б.Е. Бутомы в Керчи (заводской номер № 814). Спущен
на воду 28.12.1964 г. Вступил в строй 31.05.1965
г. и 24.6.1965 г. включен в состав КЧФ.
В период с 04.06.1982 г. по 01.01.1985 г. на
"Севморзаводе" им. С. Орджоникидзе в
Севастополе прошел капитальный ремонт, после чего
был выведен из боевого состава, законсервирован
и в Очакове поставлен на отстой.
19.04.1990 г. исключен из состава ВМФ в связи
со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации,
01.10.1990 г. расформирован и впоследствии разделан
на металл в Инкермане.
|