ТТД:
Водоизмещение: 1070 т.
Размеры: длина - 71,2 м, ширина - 10,15 м, осадка - 3,72
м.
Скорость полного хода: 32 узла.
Силовая установка: 1 газовая турбина М-813 - 18000 л.с.
+ 2 дизеля М-507А - 20000 л.с.
Дальность плавания: 2750 миль при 14 узлах.
Вооружение: 1х2 57-мм артустановка АК-725 (боекомплект
500 снарядов), 1х6 30-мм артустановка АК-630М (боекомплект
2000 снарядов), 1х2 ЗРК "Оса-М" (20 ракет 9М-33), 2х2
533-мм торпедных аппарата, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000,
12 глубинных бомб или 18 мин.
Экипаж: 89 чел.
История корабля:
Малый противолодочный корабль пр.1124
Идея создания специализированного скоростного
противолодочного корабля ограниченного водоизмещения
получила развитие в советском ВМФ на рубеже 50-60-х
гг XX века, когда появление за границей подводных
лодок нового поколения потребовало принятия эффективных
мер для противодействия практически во всех операционных
зонах, в том числе и ближней. Так зародился принципиально
новый класс боевых кораблей отечественного флота
- малые противолодочные корабли (МПК), предназначенные
для борьбы с подводным противником в прибрежных
районах, вблизи военно-морских баз и пунктов базирования.
В ходе конструкторских работ основное внимание уделялось
выбору наиболее оптимальных обводов корпуса корабля, стандартное
водоизмещение которого первоначально не должно было превышать
800 т. В ходе многочисленных экспериментов специалисты
ПКБ установили, что для достижения требуемой скорости,
в 35 узлов, наиболее выгодными являются так называемые
комбинированные обводы, сочетающие в себе все преимущества
остро- и круглоскулых корпусов.
Не менее сложную форму придали и надводному борту; вдоль
которого для уменьшения заливаемости и забрызгивания шли
сглаженные продольные выступы. Кроме того, на мореходности
корабля должны были благоприятно сказываться нетрадиционная
седловатость палубы, а также наличие протяженной, занимающей
всю ширину корпуса носовой надстройки, придавшие им характерный
внешний облик.
Повышенное внимание уделялось конструкции главной энергетической
установки, разрабатываемой под руководством А.Кунаховича
и А.Мышакина. В качестве двигателей экономического хода
в состав ГЭУ включили 2 дизеля марки М-507А мощностью
10 тыс. л.с. каждый, работавшие на бортовые валы, а в
качестве форсажного - газотурбинный двигатель (ГТД) М-8М
мощностью 18тыс.л.с., приводивший вовращение средний вал.
Как под обоими дизелями, так и под ГТД корабль мог развивать
скорость до 20-22 узл., а при задействовании всех трех
агрегатов, управление которыми было дистанционным, - свыше
35.
Состав вооружения и гидроакустических средств корабля
во многом определялся моделью его боевого применения,
состоявшей из нескольких этапов - гидроакустическая разведка
на ходу, глубокое прослушивание “на стопе”, обнаружение
ПЛ, быстрый выход в район ее предполагаемого нахождения
и атака бортовыми средствами ПЛО.
Основой противолодочного вооружения корабля стали 2 поворотных
двутрубных 533-мм торпедных аппарата ДТА-5Э-1124,
размещенных побортно на верхней палубе позади
носовой надстройки. Увеличение калибра ТА (по
сравнению с 400-мм торпедными аппаратами) позволило
использовать для поражения подводных лодок противника
более мощные торпеды, в том числе и самонаводящиеся
СЭТ- 65 с максимальной скоростью хода до 40 узлов.
Их наибольшая дальность хода составляла около
15 км, а масса боевого зарядного отделения (БЗО)
- 200 килограммов.
В качестве вспомогательного оружия ПЛО на носовой надстройке
“Альбатроса” установили две 12-ствольные РБУ-6000, способные
осуществлять залповую, групповую и одиночную стрельбу
неуправляемыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60 на
дальность до 6 км. Боевая часть бомбы (масса ВВ - 23,5
кг), оснащенная ударно-дистанционным взрывателем УДВ-60,
обеспечивала эффективное поражение практически всех существовавших
в то время типов ПЛ на глубине до 400 метров.
Средства самообороны малых противолодочных кораблей проекта
1124 были представлены двумя комплексами вооружения: зенитным
ракетным (ЗРК) малой дальности “Оса-М” и артиллерийским
АК-725-МР-103.
ЗРК “Оса-М”, предназначенный для поражения одиночных
воздушных целей, располагался в носовой части корпуса
и включал в себя систему управления стрельбой 4Р-33, сопряженную
в РЛС обнаружения, сопровождения и наведения 4к-33, пусковую
установку (ПУ) Зиф-122 и зенитные управляемые ракеты 9М-33
(20 единиц, размещенных в подпалубном погребе в четырех
вращающихся барабанах). Двухбалочная ПУ Зиф-122 в походном
(нерабочем) положении вместе с системами подачи и перезаряжанием
также располагалась под палубой бака в специальном контейнере,
закрытом сверху “крышкой” с раздвигающимися створками.
Перед стрельбой установка выдвигалась наверх с ракетами,
уже поданными на направляющие. После старта обеих ЗУР
ПУ вновь “убиралась” под палубу, где происходила ее перезарядка,
и весь цикл повторялся. ЭУР 9М-ЗЭ, выполненные по аэродинамической
схеме “утка”, имели стартовую массу около 130 кг (масса
ВЧ - 14,5), а скорость полета составляла более 700 м/с.
Благодаря полуактивной радиолокационной системе наведения,
ракеты могли достаточно эффективно поражать воздушные
цели (в том числе и малоразмерные) на дальности до 7 км
и в диапазоне высот 60 - 6000 метров.
Задачей артиллерийского комплекса АК-725-МР-103 являлось
уничтожение малых кораблей, катеров, самолетов и вертолетов
противника, а также слабозащищенных береговых объектов.
В состав входили башенная артустановка АК-725 калибра
57-мм и “стрельбовая” радиолокационная станция (РЛС) МР-103
“Барс”. РЛС, антенный пост которой размещался на кормовой
надстройке, была способна устойчиво сопровождать малоразмерные
морские и воздушные цели на дальности до 40 километров.
Универсальная спаренная автоматическая установка АК-725
при начальной скорости снаряда 1020 м/с имела горизонтальную
дальность стрельбы 12,9 км и досягаемость по высоте 6,7
км.
Высокий темп стрельбы - около 200 выстр./мин на ствол
- обеспечивала полная автоматизация процессов заряжания
и производства выстрела, а также система непрерывного
охлаждения стволов забортной водой. В боекомплект АУ входили
выстрелы унитарного заряжания с осколочно-трассирующими
снарядами (масса - 2,8 кг), размещенных в подпалубном
бункере. Наведение арткомплекса на цепь осуществлялось
по двум каналам - основному (при помощи РЛС “Барс”) и
резервному - посредством визирной колонки с ракурсными
кольцами, открыто расположенной на носовой надстройке.
Стоит отметить, что и в том, и в другом случае для боевого
обслуживания АУ требовалось присутствие лишь одного человека,
а для повседневного - не более двух. При ведении огня
личный состав в башне отсутствовал.
Уже в ходе серийного строительства, начиная с 13-го корпуса,
МПК пр. 1124 начали оснащать новым арткомплексом АК-725-МР-123,
включавшим, помимо АК-725, 30-мм шестиствольную артиллерийскую
установку АК-630 с дальностью стрельбы до 4 км, предназначенную
для поражения противокорабельных крылатых ракет в ближней
зоне обороны. Управление обеими АУ осуществлялось РЛС
МР-123 “Вымпел”.
Появление в составе советского ВМФ новых кораблей не
ускользнуло от внимания специалистов НАТО, присвоивших
им условное название “Grisha”, вскоре перекочевавшее
во все зарубежные справочники.
Малый противолодочный корабль "МПК-43" был
заложен 01.08.1972 г. на стапеле ССЗ в Зеленодольске
(заводской № 712) и 28.05.1973 г. зачислен в списки
кораблей ВМФ. Спущен на воду 02.06.1973 г. и летом
1973 г. переведен по внутренним водным системам
в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения
сдаточных испытаний. Вступил в строй 28.12.1974
г. и 23.01.1975 г. включен в состав КЧФ.
С 05.04.1983 г. по 15.02.1992 г. носил название
"Одесский комсомолец". В 1989 г. завоевал
приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе
КПУГ). Находится в составе 400-го дивизиона противолодочных
кораблей 68-ой бригады кораблей охраны водного
района в г.Севастополе.
14.07.1997 г. был расформирован, 01.08.1997 г.
передан ВМС Украины, переименован в "Сумы"
(бортовой U209) и переклассифицирован в корвет.
08.09.1997 г. исключен из состава ВМФ РФ.
|