ТТД: Водоизмещение: 1070 т. Размеры:
длина - 71,2 м, ширина - 10,15 м, осадка - 3,72 м. Скорость полного хода:
32 узла. Силовая установка: 1 газовая турбина М-813 - 18000 л.с. + 2 дизеля
М-507А - 20000 л.с. Дальность плавания: 2750 миль при 14 узлах. Вооружение:
1х2 57-мм артустановка АК-725 (боекомплект 500 снарядов), 1х6 30-мм артустановка
АК-630М (боекомплект 2000 снарядов), 1х2 ЗРК "Оса-М" (20 ракет 9М-33), 2х2 533-мм
торпедных аппарата, 2 реактивных бомобмета РБУ-600 (после модернизации - 1 реактивный
бомбомет РБУ-10000), 12 глубинных бомб или 18 мин. Экипаж: 89 чел. История
корабля: Малый противолодочный корабль пр.1124 Идея создания специализированного
скоростного противолодочного корабля ограниченного водоизмещения получила развитие
в советском ВМФ на рубеже 50-60-х гг XX века, когда появление за границей подводных
лодок нового поколения потребовало принятия эффективных мер для противодействия
практически во всех операционных зонах, в том числе и ближней. Так зародился принципиально
новый класс боевых кораблей отечественного флота - малые противолодочные корабли
(МПК), предназначенные для борьбы с подводным противником в прибрежных районах,
вблизи военно-морских баз и пунктов базирования. В ходе конструкторских
работ основное внимание уделялось выбору наиболее оптимальных обводов корпуса
корабля, стандартное водоизмещение которого первоначально не должно было превышать
800 т. В ходе многочисленных экспериментов специалисты ПКБ установили, что для
достижения требуемой скорости, в 35 узлов, наиболее выгодными являются так называемые
комбинированные обводы, сочетающие в себе все преимущества остро- и круглоскулых
корпусов. Не менее сложную форму придали и надводному борту; вдоль которого
для уменьшения заливаемости и забрызгивания шли сглаженные продольные выступы.
Кроме того, на мореходности корабля должны были благоприятно сказываться нетрадиционная
седловатость палубы, а также наличие протяженной, занимающей всю ширину корпуса
носовой надстройки, придавшие им характерный внешний облик. Повышенное
внимание уделялось конструкции главной энергетической установки, разрабатываемой
под руководством А.Кунаховича и А.Мышакина. В качестве двигателей экономического
хода в состав ГЭУ включили 2 дизеля марки М-507А мощностью 10 тыс. л.с. каждый,
работавшие на бортовые валы, а в качестве форсажного - газотурбинный двигатель
(ГТД) М-8М мощностью 18тыс.л.с., приводивший вовращение средний вал. Как под обоими
дизелями, так и под ГТД корабль мог развивать скорость до 20-22 узл., а при задействовании
всех трех агрегатов, управление которыми было дистанционным, - свыше 35. Состав
вооружения и гидроакустических средств корабля во многом определялся моделью его
боевого применения, состоявшей из нескольких этапов - гидроакустическая разведка
на ходу, глубокое прослушивание “на стопе”, обнаружение ПЛ, быстрый выход в район
ее предполагаемого нахождения и атака бортовыми средствами ПЛО. Основой
противолодочного вооружения корабля стали 2 поворотных двутрубных 533-мм торпедных
аппарата ДТА-5Э-1124, размещенных побортно на верхней палубе позади носовой надстройки.
Увеличение калибра ТА (по сравнению с 406-мм торпедными аппаратами) позволило
использовать для поражения подводных лодок противника более мощные торпеды, в
том числе и самонаводящиеся СЭТ- 65 с максимальной скоростью хода до 40 узлов.
Их наибольшая дальность хода составляла около 15 км, а масса боевого зарядного
отделения (БЗО) - 200 килограммов. В качестве вспомогательного оружия ПЛО
на носовой надстройке “Альбатроса” установили две 12-ствольные РБУ-6000, способные
осуществлять залповую, групповую и одиночную стрельбу неуправляемыми реактивными
глубинными бомбами РГБ-60 на дальность до 6 км. Боевая часть бомбы (масса ВВ -
23,5 кг), оснащенная ударно-дистанционным взрывателем УДВ-60, обеспечивала эффективное
поражение практически всех существовавших в то время типов ПЛ на глубине до 400
метров. Средства самообороны малых противолодочных кораблей проекта 1124
были представлены двумя комплексами вооружения: зенитным ракетным (ЗРК) малой
дальности “Оса-М” и артиллерийским АК-725-МР-103. ЗРК “Оса-М”, предназначенный
для поражения одиночных воздушных целей, располагался в носовой части корпуса
и включал в себя систему управления стрельбой 4Р-33, сопряженную в РЛС обнаружения,
сопровождения и наведения 4к-33, пусковую установку (ПУ) Зиф-122 и зенитные управляемые
ракеты 9М-33 (20 единиц, размещенных в подпалубном погребе в четырех вращающихся
барабанах). Двухбалочная ПУ Зиф-122 в походном (нерабочем) положении вместе с
системами подачи и перезаряжанием также располагалась под палубой бака в специальном
контейнере, закрытом сверху “крышкой” с раздвигающимися створками. Перед стрельбой
установка выдвигалась наверх с ракетами, уже поданными на направляющие. После
старта обеих ЗУР ПУ вновь “убиралась” под палубу, где происходила ее перезарядка,
и весь цикл повторялся. ЭУР 9М-ЗЭ, выполненные по аэродинамической схеме “утка”,
имели стартовую массу около 130 кг (масса ВЧ - 14,5), а скорость полета составляла
более 700 м/с. Благодаря полуактивной радиолокационной системе наведения, ракеты
могли достаточно эффективно поражать воздушные цели (в том числе и малоразмерные)
на дальности до 7 км и в диапазоне высот 60 - 6000 метров. Задачей артиллерийского
комплекса АК-725-МР-103 являлось уничтожение малых кораблей, катеров, самолетов
и вертолетов противника, а также слабозащищенных береговых объектов. В состав
входили башенная артустановка АК-725 калибра 57-мм и “стрельбовая” радиолокационная
станция (РЛС) МР-103 “Барс”. РЛС, антенный пост которой размещался на кормовой
надстройке, была способна устойчиво сопровождать малоразмерные морские и воздушные
цели на дальности до 40 километров. Универсальная спаренная автоматическая установка
АК-725 при начальной скорости снаряда 1020 м/с имела горизонтальную дальность
стрельбы 12,9 км и досягаемость по высоте 6,7 км. Высокий темп стрельбы
- около 200 выстр./мин на ствол - обеспечивала полная автоматизация процессов
заряжания и производства выстрела, а также система непрерывного охлаждения стволов
забортной водой. В боекомплект АУ входили выстрелы унитарного заряжания с осколочно-трассирующими
снарядами (масса - 2,8 кг), размещенных в подпалубном бункере. Наведение арткомплекса
на цепь осуществлялось по двум каналам - основному (при помощи РЛС “Барс”) и резервному
- посредством визирной колонки с ракурсными кольцами, открыто расположенной на
носовой надстройке. Стоит отметить, что и в том, и в другом случае для боевого
обслуживания АУ требовалось присутствие лишь одного человека, а для повседневного
- не более двух. При ведении огня личный состав в башне отсутствовал. Уже
в ходе серийного строительства, начиная с 13-го корпуса, МПК пр. 1124 начали оснащать
новым арткомплексом АК-725-МР-123, включавшим, помимо АК-725, 30-мм шестиствольную
артиллерийскую установку АК-630 с дальностью стрельбы до 4 км, предназначенную
для поражения противокорабельных крылатых ракет в ближней зоне обороны. Управление
обеими АУ осуществлялось РЛС МР-123 “Вымпел”. Появление в составе советского
ВМФ новых кораблей не ускользнуло от внимания специалистов НАТО, присвоивших им
условное название “Grisha”, вскоре перекочевавшее во все зарубежные справочники.
Малый противолодочный корабль МПК-5 был заложен 30.12.1967 г. на стапеле ССЗ в
Зеленодольске (зав. № 702) и 15.06.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен
на воду 16.10.1968 г. и летом 1969 г. переведен по внутренним водным системам
в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Вступил
в строй 31.10.1970 г. и 24.11.1970 г. включен в состав КЧФ. Находился в
составе 165-го дивизиона противолодочных кораблей ЧФ. На данном корабле
с 1982 г. испытывался новый опытный противолодочный ракетный комплекс РПК-5 "Ливень"
(РБУ-10000), который устанавливался в носовой части вместо РБУ-6000. В
период с 19.06 по 07.08.1979 г. на СРЗ в Феодосии, с 25.05.1983 г. по 17.12.1985
г. и с 19.10.1988 г. по 12.30.1990 г. на "Севморзаводе" им. С. Орджоникидзе
в Севастополе проходил текущие и средние ремонты. 24.08.1993 г. был исключен
из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации,
01.10.1993 г. расформирован и впоследствии разделан на металл в Севастополе. Этим
кораблем в разное время командовали: - капитан-лейтенант Е. Егоров. |